Идея (Ίδαια), в греческой
мифологии:
1. Дочь скифского царя Дардана, вторая жена слепого
прорицателя Финея, царя фракийского города Салмидесса. Идея невзлюбила своих
пасынков Плексиппа и Пандиона от первого брака Финея с Клеопатрой. Ложно обвинив
их во всевозможных злодействах, она приказала их ослепить и бросить в темницу,
где их каждый день бичевала стража. Братья Клеопатры, Бореады, по словам Сервия
освободили своих племянников и открыли Фенею истину. Тогда царь отправил Идею
назад к ее отцу, который приказал казнить дочь за жестокость. По словам Диодора
это сделал Геракл, т.к. перед этим он убил Финея.
2. Нимфа горы Ида в окрестностях Трои, родившая от речного бога Скамандра Тевкра,
будущего царя династии Тевкров.
3. Идея или Богиня Идейская — прозвание фригийской "Великой Матери" Кибелы.
Историческая справка.
Идея, в древней философии. У гностиков и философов античности (например, у
Платона и неоплатоников) так обозначается умопостигаемая и вечная сущность
предмета в противоположность его чувственному, преходящему явлению. У Канта Идея
есть априорное понятие чистого разума, не отвечающее никакому внешнему предмету,
но выражающее функцию самого разума — завершать высшим единством всякое
рассудочное познание. У Гегеля своеобразно соединяются оба эти главные смысла
слова Идея с упразднением их ограниченности: его Идея есть Платоновская
сущность, но не вне процесса, а в нем самом, и вместе с тем это кантовское
понятие чистого разума, но не лишенное бытия, а создающее всякое бытие в ceбе и
из себя. У английских и французских философов, не подчинившихся влиянию
кантианства и гегельянства, Идея сохранила чисто психологическое значение:
идеями называются здесь не только все общие отвлеченные понятия, но и простые
представления.
|