Кабиры (Κάβηρες) в греческой мифологии древние
божества. Отрывочные сведения о них у древних писателей встречаются не ранее VI
века до нашей эры. По этим фрагментарным сказаниям нельзя даже твердо установить
родину культа кабиров. По одним источникам — этот культ пеласгического
происхождения, по другим — он занесен в Грецию из Фригии. Также разнообразны
мнения новейших ученых. Большинство склонно думать, что культ кабиров
заимствован от пеласгов, хотя есть сторонники и семитического происхождения.
Некоторые историки склонны считать кабиров демоническими существами
малоазийского (фригийского) происхождения, покровителями плодородия, подземного
огня и мореплавания, культ которых процветал на Самофракии, Имбросе, Лемносе и в Фивах.
Культ кабиров пользовался в древности большим уважением и был распространен едва
ли не во всех греческих городах; преимущественно их чтили в Беотии, Самофракии,
Делосе и других землях Эллады. Кабиры - дети Гефеста и нимфы Кабиро, известны
унаследованной от отца мудростью. Иногда их считали сыновьями Зевса и Каллиопы,
а иногда даже - детьми Урана. По общему представлению, кабиры — это великие
боги, имевшие силу избавлять от бед и опасностей. В то же время эти
боги-спасатели считались грозными божествами, карающими за проступки. Ими
клялись и их отожествляли с диоскурами, куретами, тельхинами, корибантами и
другими мифическими персонажами. Из этого отожествления выводят и их основные
черты, считая их богами света, огня, полей, плодородия земли. Число кабиров по
различным мифотворческим источникам колеблется от трех до семи. Они, по
преданию, присутствовали при рождении Зевса и входили в окружение Великой матери Реи.
Культ кабиров или, как их именовали, "великих богов", в период поздней
античности сближался с орфическими таинствами и носил характер мистерий,
требовавших особого посвящения (Страбон, X 3, 19-20). В Самофракии существовало
особое сословие кабиров-жрецов, на обязанности которых лежало устройство в их
честь торжественных процессий, переходивших из одного святилища в другое и
сопровождавшихся шумной музыкой и танцами. Цицерон называет эти празднества
оргиями и говорит, что они происходили ночью. Из многочисленных имен кабиров
сохранились только следующие: Аксиер, Аксиокерс, Аксиокерса, Камилл.
Подробная монография профессора Санкт-Петербургского университета Николая Ивановича Новосадского "Культ кавиров в Древней Греции" (Изд. Варшава, 1891 год).
|