Калхант или Калхас, в греческой
мифологии прорицатель, жрец из Микен, сын Фестора и Фемонои (Гигин, Фабулы,
190), внук Аполлона, от которого получил дар прорицания (Гомер, Илиада I 69-74).
Калхант был жрецом Аполлона, который через оракула приказал ему принять участие
в войне. Агамемнон, не зная об этом, страстно убеждал Калханта сопровождать
войско в походе к Трое. В греческом мифотворчестве повествуется, что он
предсказал продолжительность Троянской войны и объяснил ахеянам под Илионом
причину гнева Аполлона. Гомер и Овидий рассказывают, что еще в Авлиде Калхант
истолковал знамение со змеей, уничтожившей восемь птенцов и их мать, объявив,
что Троя будет взята на десятый год. Там же, в Авлиде, как утверждает Гигин,
Калхант потребовал умилостивить Артемиду и принести ей в жертву Ифигению (Гигин,
Фабулы, 98, Еврипид, трагедия "Ифигения в Авлиде"). От Калханта греки узнали,
что не смогут победить, если в войне не примут участие Ахилл и Филоктет,
обладатель лука Геракла, при помощи которого только и могла быть взята Троя (Софокл,
трагедия "Филоктет"). По Гомеру Калхант объяснил гнев Аполлона, наславшего на
греков моровую язву, тем, что Агамемнон не возвратил Хрисеиду ее отцу. По его
совету был захвачен троянский прорицатель Елен, ведавший тайные оракулы,
защищающие Трою. По Вергилию Калханту принадлежала идея постройки деревянного
коня (Вергилий, Энеида, II 176-199). После падения Трои Калхант предсказал, что
нельзя оставлять в живых Астианакта. Его пророчество относительно собственной
смерти тоже сбылось. Еще с юности Калхант знал, что умрет в том случае, если
встретит более сведущего прорицателя, чем он сам. По рассказу Аполлодора этим
прорицателем оказался Мопс из Клароса, встретившийся Калханту вблизи Колофона.
Калхант умер от печали или покончил с собой (Аполлодор, VI 2-4). В
послегомеровских поэмах Калхант играет гораздо большую роль, чем в "Илиаде". На
вершине холма Дриона в Давнии стояло святилище Калханта, где желавшие знать
будущее приносили в жертву черного барана и во сне получали предсказание.
|