Килон (Κύλων), в древности знатный
и влиятельный евпатрид, афинянин, женатый на дочери тирана мегарского Феагена и
пользовавшийся почетом как победитель в двойном беге на олимпийских играх 35-ой
Олимпиады (640 год до нашей эры). Рассчитывая на поддержку народа, угнетаемого
евпатридами, и на помощь со стороны тестя, он решил установить тиранию в Афинах.
От Дельфийского оракула Килон получил совет занять Акрополь "в величайший
праздник Зевса". Видя в этом указание на олимпийский праздник, имевший для него,
как олимпионика, еще особое значение (тогда как, по словам Фукидида, в Аттике
главным праздником Зевса были Диасии), Килон, с наступлением этого праздника, с
толпой сверстников и вооруженным отрядом, присланным от Феагена, овладел
Акрополем. Народ, единодушно соединясь под предводительством архонта Мегакла,
сына Алкмеона, осадил Акрополь и принудил заговорщиков сдаться от жажды и
голода. Сам Килон с братом успели тайно бежать; их сторонники искали защиты у
алтарей, но лишь только они, получив обещание пощады, покинули священную почву,
как обещание было нарушено, и большинство их было перебито. Впоследствии народ
раскаялся и долго чувствовал тяжесть преступления, усматривая в наступивших
бедствиях и неудачах наказание за оскорбление святыни. Род Алкмеонидов, стоявший
во главе этого дела, был изгнан из пределов Аттики, и даже кости умерших его
членов вырыты из могил. Афиняне успокоились только тогда, когда, несколько лет
спустя, приглашенный из Крита жрец Зевса и прорицатель Эпименид религиозными
обрядами очистил город. Хотя Алкмеониды впоследствии возвратились в Афины, но
память о тяготевшем над ними Килоновом проклятии (Κυλώνειον άγος) жила долго.
Они опять были изгнаны при Пизистрате, затем в 508 году и еще в 431 году до
нашей эры. Перед началом пелопоннесской войны спартанцы требовали удаления
Перикла, как потомка Алкмеонидов по матери. Заговор Килона до сих пор относили
ко времени после законодательства Дракона, около 40-й или 42-й Олимпиады, но из
недавно найденного сочинения Аристотеля видно, что он предшествовал
законодательству Дракона, которое обыкновенно приурочивается к 624 году до нашей
эры.
|