Кинир (Κινύρας), в греческой
мифологии первый царь Кипра, сын Аполлона, основатель кипрского культа и первый
жрец Афродиты. Он принадлежит еще финикийской эпохе Кипра, но поселившимися
впоследствии на острове греками включен в греческие мифы. По Аполлодору (III 14,
3) считался сыном Сандака, отцом Амарака, Адониса и Мирры, а также по некоторым
свидетельствам, Бресии, Лаогоры и Орседики. Раньше он был царем города Библа в
Финикии, где особенно процветал культ Адониса. Прибыв в Кипр, он основал город
Паф, в котором до позднейшего времени находилось общее святилище киприотов.
Кинир является родоначальником Кинирадов (Κινυράδαι) - потомственных жрецов
Афродиты Пафосской, он учредил в городе Пафос культ этой богини (Тацит, История,
II 3). Жрецы и прорицатели этого святилища Афродиты, а также ее святилища в
Амафусе, считались потомками Кинира. Царь Кипра Кинир был одним из женихов
Елены. Когда Менелай, Одиссей и Талфибий прибыли на Кипр, чтобы заручиться
поддержкой Кинира, он поклялся дать пятьдесят кораблей. Он сдержал свое
обещание, но весьма своеобразно - отправил только один настоящий корабль, а
сорок девять других были небольшими моделями из глины, на которых матросами были
куклы. По Гомеру, он всего лишь прислал Агамемнону богатые доспехи, когда слава
о подвигах ахейцев в троянской войне дошла до Кипра. Кинир считался также
певцом, автором гимнов Афродите и жалобных песен о смерти Адониса. Его имя
историки производят от финикийского слова kinnor (греч. κινύρα) — азиатский
струнный инструмент. Кинир обучил жителей острова музыке, танцам, а также литью
бронзы и пользованию металлическими орудиями (Страбон, XVI 2, 18). Наиболее
популярен миф о любовной связи Кинира и его дочери Мирры, приведшей к рождению
Адониса, когда греховная связь царя была обнаружена, он покончил с собой
(Овидий, Метаморфозы, X 298). По другой версии Кинир дожил до глубокой старости,
посвятив себя служению Афродите, жрецом которой он был.
|