Корибанты (Κορύβαντες), в греческой
мифологии название мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии.
Спутники и служители богини, которые в диком воодушевлении, с музыкой и танцами,
отправляли служение Великой Матери богов. Культ Великой матери богов Реи-Кибелы
отличался оргиями, танцами, музыкой, приводящей в экстаз; имеет малоазийское
происхождение, в Греции распространился не ранее 7 века до нашей эры. Роль
корибантов напоминает роль сатиров в культе Диониса. По Аполлодору они - дети
Аполлона и музы Талии (I 3, 4). Даже в ранних текстах греки часто путали их
с куретами. Именование слова корибанты, вероятнее всего, произошло от Кориба (Κορύβας),
сына Иасиона и Кибелы. В своих историко-географических трудах Страбон
утверждает, что корибанты являются детьми Зевса и Каллиопы. Историческая
справка.
Страбон (Στράβων), знаменитый греческий географ времен Августа и первых годов
правления Тиберия, родом из Амасеи, резиденции понтийских царей, происходил из
богатого и знатного дома. "География" (Γεογραφικά) Страбона, дошедшая до нас
почти целиком, — единственное сочинение, дающее нам понятие о том, чем была
географическая наука в то время, а равно знакомящее нас и с предшествующей
историей науки, и с различными в ней направлениями. Однако Страбон был гораздо
больше литературно образованный повествователь и критик, нежели наблюдатель
окружающего и ученый исследователь. Главными источниками при написании трудов
ему служили сочинения Эратосфена, Артемидора, Аполлодора из Афин, особенно в
известиях о Греции, Полибия и Посейдония — в описании Иберии, Кельтики, Италии,
Антиоха — в известиях о Сицилии и Нижней Италии, Феофана, историка походов
Помпея на восток. Из Мегасфена, Неарха, Онесикрата Страбон выписывал целые
страницы об Индии и соседних к ней землях. Гораздо меньше пользовался Страбон
римскими писателями, но Галлию он описывает по Юлию Цезарю; описания походов
Августа, записки Агриппы служили ему источником для многих измерений и для
известий об альпийских народах. Через этих писателей ему были известны многие
другие. Из древних авторов наибольшим его уважением пользуется Гомер, которого
он вместе с Аполлодором и стоиками считал величайшим, всеобъемлющим, точным
мыслителем и географом, творцом географии: нужно только уменье открывать
действительную основу под поэтическим вымыслом. Страбон с ожесточением нападает
на Эратосфена за низведение Гомера на уровень поэта-баснописца; тем же способом
и другие мифы и легенды Страбон превращает в действительную историю и географию,
примыкая в этом отношении к Полибию. Страбон разделяет и утилитарный взгляд
Полибия на географию, как науку полезную для всякого, особенно для правителей и
военачальников — взгляд, господствовавший в римском обществе и определявший для
географа и подбор материала, пригодного прежде всего для практических целей, и
самый предмет землеописания — известную и вместе обитаемую часть земли —
Ойкумену (oecumene) с находящимися на ней народами, с их учреждениями и
достопримечательностями, с их нравами, отношениями к соседям, с их историей,
переселениями и т.п.
|