Ктесий (Κτησίας), в греческой
мифологии в соответствии с гомеровской "Одиссеей" царь острова Сироса (один из
архипелага Кикладских островов), отец Эвмея, который в младенчестве был похищен
пиратами. Проданный затем ими Лаэрту, Эвмей рос при царском доме и был назначен
Антиклеей смотрителем свиных стад. Впоследствии Эвмей оказался один из немногих
слуг, сохранивших верность Одиссею во время его отсутствия. Ктесий, в
древности греческий историк, сын Ктесиоха, уроженец дорийского Книда, из рода
Асклепиадов, современник Геродота, Гиппократа, Ксенофонта; писал по-ионийски.
Состоял врачом при дворе персидской царицы Парисатиды в течение семнадцати лет
(415-398 годы до нашей эры); после сражения при Кунаксе в 401 году излечил
Артаксеркса от раны; остаток жизни провел в родном городе и в Спарте. Сочинения
Ктесия: "Персия", "Индия", "О реках", "О горах", "Плавание вокруг Азии".
Замечательнейшее из них — "Персия" (Περσικά), в 23 книгах, из которых первые
шесть содержали в себе историю Ассирии и Мидии, следующие семь — историю Персии
от Кира до смерти Ксеркса, последние десять — дальнейшую историю Персии до 398
года до нашей эры, когда Ктесий покинул персидский двор. Пребыванием в Сузах
Ктесий воспользовался для ознакомления с персидским языком, с персидскими
источниками, устными и письменными, официальными и частными и сообщил грекам
множество сведений о странах дальнего Востока, о персидском царстве и о
греко-персидских войнах. Одним из мотивов к составлению "Персии" было, по словам
самого автора, желание исправить показания Геродота, которого он часто
изобличает во лжи и называет баснописцем. Из персидских царских летописей (βασιλικαί
διφθέραι, άναγραφαί) Ктесий заимствовал легендарные известия и романические
рассказы о древнейших временах Ассирии, объединяемых именами Нина, Семирамиды и
Сарданапала. Достоверность этой части "Персии", известной нам из Диодора, весьма
невелика. Во многом показания Ктесия менее благоприятны для варваров, нежели
геродотовские. Он одинаково с Геродотом говорит о поражениях варваров при
Марафоне, Фермопилах, Платеях и Саламине, о бегстве Ксеркса и т.п. Весьма
заметно расположение автора к Спарте и ее героям, каковы, например, Леонид,
Клеарх. Из афинских военачальников более других прославлены им Мильтиад,
Фемистокл, Аристид; но торжество над варварами изображается как дело всех
эллинов, а не одних афинян, на чем настаивает Геродот. Многим известиям Ктесия
по истории Персии и греко-персидских отношений должно быть отдано предпочтение
перед геродотовскими. Но Ктесий еще больше, чем Геродот, склонен был украшать
историю занимательными рассказами, в том числе и достаточно неправдоподобными.
Большой простор этой своей наклонности дал Ктесий в сочинении об Индии; оно же
главным образом подавало повод позднейшим критикам — Арриану, Аристотелю,
Лукиану, Страбону — к обличительным отзывам о Ктесии. Правда, многие рассказы
Ктесия об Индии нашли себе подтверждение в известиях позднейших
путешественников: но рядом с ними есть и самые невероятные сообщения. Ктесий не
довольствуется рассказами о небывалых животных; он всячески силится уверить
читателя, что этих животных он видел сам или говорит о них со слов очевидцев. В
Индии Ктесий не был и писал о ней по рассказам пограничных с Индией персов.
"Персия" и "Индия" дошли до нас в так называемом извлечении патриарха Фотия, а
также в изложении и цитатах Диодора, Страбона, Афенея, Плутарха и других
авторов.
|