Куреты, в греческой мифологии
демонические существа, составляющие вместе с корибантами окружение Великой
матери богов Реи-Кибелы и младенца Зевса на Крите.
Куреты спасли Зевса во младенчестве, когда его хотел погубить пожиравший своих
детей Кронос. Они заглушали плач маленького Зевса ударами копий о щиты,
тимпанами, экстатическими криками и плясками (Диодор, V 70, 1; Страбон, X 3, 7).
Происхождение куретов неясно. Они дети земли Геи (Диодор, V 65) или Афины и
Гелиоса (Страбон, X 3, 12). Согласно одной из версий мифа, они выходцы с Эвбеи,
во Фригии воспитали младенца Диониса. Их часто отождествляли с кабирами,
корибантами, дактилями и тельхинами, празднества в честь куретов смешивались с
самофракийскими и лемносскими (Страбон, X 3, 20). Позже куреты сторожили от
титанов маленького Загрея. Некоторые считают, что они воспитывали во Фригии
младенца Диониса. Особо куреты почитались на Крите, где их различали по именам и
считали основателями некоторых городов. Отдельные источники утверждают, что
когда Гера поссорилась с Зевсом, они приняли сторону богини, за что и были
уничтожены громовержцем. Позже куретами стали называть жрецов Зевса-младенца на
Крите. Куретам и корибантам посвящены орфические гимны. В период поздней
античности куреты и корибанты составляли окружение Афины, которая даже считалась
их вождем. (Прокл, Στοιχειωσις θεολογική, 406, θεοί τελεσιουργοί, 112, 14).
Куреты наставляли людей полезным занятиям: приручению животных, пчеловодству,
постройке домов. Куреты наделены как культурными функциями (как дети Афины), так
и функциями божеств плодородия, будучи хтонического происхождения (как дети
Геи).
|