Лаокоон, в греческой мифологии
троянский жрец Аполлона, прорицатель. Когда троянцы в недоумении и
нерешительности рассматривали оставленного ахейцами деревянного коня и некоторые
предлагали ввести его в город, Лаокоон и Кассандра яростно возражали против
этого, предостерегая соотечественников от коварства греков. Однако троянцы,
выслушав рассказ Синона, все больше склонялись к тому, чтобы принять в город
этот дар ахейцев. В это время на Лаокоона, приносившего вместе с сыновьями
жертву Посейдону, напали две приплывшие по морю змеи, растерзали детей Лаокоона
и задушили его самого, после чего укрылись в храме Афины. Троянцы поняли это как
наказание Лаокоона за непочтение к Афине и принесенному ей в дар коню и
поспешили ввести деревянное чудовище в город, уготовив тем самым себе погибель
(Вергилий, Энеида, II 40-53, 199-231). Другие источники (в том числе
утраченная трагедия "Лаокоон" Софокла, 370-377) объясняли гибель Лаокоона иначе:
Аполлон запретил Лаокоону, бывшему его жрецом, вступать в брак и иметь детей, но
жрец нарушил запрет и, больше того, сошелся со своей женой в самом храме
Аполлона. За это он и был наказан богом, причем, по одному из вариантов мифа,
змеями были задушены только дети Лаокоона (произошло это в том же самом храме,
где Лаокоон оскорбил Аполлона), сам же он оставался в живых, чтобы вечно
оплакивать свою судьбу (Квинтилиан, XII 444-497). Миф о Лаокооне отражен в
античном изобразительном искусстве (помпейские фрески, рельефы, вазопись).
Знаменитая античная Мраморная группа "Лаокоон" родосских скульпторов Агесандра,
Афинодора и Полидора (Плиний, Естественная история, XXXVI, 5, 11), найденная в
1506 году в винограднике на Эсквилине в Риме, послужила прототипом для
последующих воплощений мифа (Джулио Романо, Эль Греко и другие живописцы).
|