Латин (Latinus), в греческой
мифологии эпоним латинского племени. Его имя встречается уже у Гесиода в
"Теогонии", где Латин считается сыном Одиссея и Кирки (Цирцеи). По Гесиоду, он
был царем тирренов (этрусков), которые тогда жили к северу и югу от Тибра.
Историк Каллий упоминает о Латине, как о туземном царе Италии, который женился
на Роме, прибывшей из Трои, и был отцом Рома, Ромула и Телегона. По Тимею, Латин
был царем Италии (Альбы), но не имел ничего общего с Энеем и троянцами. Позднее
распространившиеся сказания о прибытии троянцев и Энея слились со сказаниями о
Латине, и он проявляется царем Лавиниума. По этим сказаниям троянцы, высадившись
на италийский берег, были враждебно встречены аборигенами, но удержались в
области между Лаврентом и троянским лагерем. Примирение пришельцев с аборигенами
было скреплено браком Лавинии с Энеем; но так как троянцы стали грабить
латинскую землю, то Латин соединился против Энея с царем рутульским Турном. При
Лавролавинии произошла битва, в которой пали Турн и Латин, а Эней принял власть
над аборигенами. Троянцы слились с латинами в один народ, названный латинским.
Такова версия мифа, переданная Катоном в его сочинении "Оригиналы". По
художественным причинам и политическим тенденции Виргилий своеобразно обработал
сказание о Латине. В "Энеиде" Латин, сын Фавна и лаврентской нимфы Марики,
правил латинами, жившими в то время при устье Тибра, и имел резиденцию в
укрепленном и богатом городе Лавренте. У него была единственная дочь Лавиния,
отличавшаяся красотой, и руки ее добивались многие окрестные князья; в числе их
был Турн, которому уже была обещана рука Лавинии. Дурные предзнаменования
заставили Латина обратиться к оракулу Фавна, который изрек, что Лавиния должна
выйти замуж за чужестранца. Выбор отца пал на Энея, который как раз в это время
высадился на берег Италии. Война, последовавшая за высадкой Энея, была вызвана
недоброжелательством оскорбленного Турна, который, наконец, пал в поединке.
Латин заключил с Энеем вечный мир и оба народа слились в один. Латин является
героем-эпонимом латинского племени, но не стоит на одной ступени с италийскими
божествами — Яном, Сатурном и Фавном, которых религиозное представление
превратило в древнеиталийских царей. Если имя его живет в мифологии, то
единственно благодаря связи сказаний о нем со сказаниями об Энее. Апофеоза
Латина (он был назван впоследствии Juppiter Latiaris, Indiger) была следствием
апофеозы Энея. Мифологический образ Латина не есть создание латинской народной
веры и народного культа, но искусственный продукт греческой и римской мифографии.
|