Леда (Λήδα, Λήδη), в греческой
мифологии супруга спартанского царя Тиндарея. По наиболее распространенной
версии мифа, Леда была дочерью царя Фестия из Этолии, у которого укрылся
изгнанный из Спарты Тиндарей. За помощь, оказанную Фестию в отражении
воинственных соседей, этолийский царь отдал Тиндарею в жены Леду. Однажды,
поразившись красотой Леды, Зевс предстал перед ней в образе лебедя, и плодом их
любовного союза были бессмертный Полидевк и Елена. Одновременно с этим Леда
родила смертного Кастора, зачав ребенка еще ранее от Тиндарея. Близнецы-диоскуры
Полидевк и Кастор родились, по преданию, сразу десятилетними. Клитемнестра,
Тимандра, Феба, рожденные позже Ледой, считались дочерьми Тиндарея. По другим
сказаниям, Елена вышла из яйца Леды, оплодотворенной олимпийским лебедем-Зевсом
(Аполлодор, III 10, 7; Еврипид, Елена, 16-22). Скорлупу яйца показывали в одном
из храмов Спарты во 2 веке нашей эры. (Павсаний, III 16, 1). По другой версии
мифа, Леда только сберегла у себя яйцо, снесенное богиней Немезидой от брака с
Зевсом и найденное пастухом; когда из него появилась красавица-девочка, Леда
воспитала ее как собственную дочь. Существуют также различные сказания о
количестве яиц, снесенных Ледой (Пиндар, Немейские оды, X 79-83). Имя Леда-Λήδη
некоторые историки сопоставляют с именем богини Λητω и объясняют его в том
смысле, что первоначально Леда была олицетворением ночи, матери светил. По
другим версиям, слово Леда есть ничто иное как встречающееся в ликийских
надписях Λαδα — жена, женщина, госпожа, слово карийско-лелегского корня. Миф о
Леде и лебеде был очень популярен в античном искусстве, средневековой книжной
миниатюре, в живописи и пластике эпохи Возрождения, барокко, рококо и
классицизме.
|