Лето (Λητω), в греческой мифологии
дочь титанов Коя и Фебы (Гесиод, Теогония, 404-408), родившая от Зевса Аполлона
и Артемиду. Имя Лето сближали с корнем λαθ, указывающим на ночь и тьму, и
считали, что она была богиней скрытого, тайного, богиней мрака и неизвестности,
тем более, что мать ее Феба - луна, а сестра Астерия - звезда. Однако, вероятнее
всего, Лето - это божество догреческого происхождения, и мифы о богине Лето
восходят к догреческим малоазийским корням, а имя ее связано с ликийским lada,
что означает жена или мать. По сообщению Страбона, на реке Ксанф в Ликии в Малой
Азии был храм Лето (XIV 3, 6), на острове Родос ей была посвящена роща (XIV 2,
2), на Крите город с догреческим населением, названный Лето. Возможно, этим
негреческим происхождением богини объясняется ее незаконная связь с Зевсом,
преследование ее Герой и особенно трудности при рождении близнецов, когда ни
один клочок суши не смел принять гонимую Герой Лето.
В мифах создан образ Лето как страдающей матери, "вечно милой", "самой
кроткой" (Гесиод, Теогония, 406-407), которая благодаря своим детям заняла
почетное место на Олимпе. В гомеровском гимне описывается картина долгих
странствий богини по материку и островам греческого мира, ее просьба к Делосу
стать ей пристанищем и обещание прославить остров великолепным храмом. Девять
дней мучается Лето в тяжелых схватках, рядом с ней "лучшие среди богинь" -
Фемида, Рея, Амфитрита, Диона и другие. Злобная Гера задержала богиню родов
Илифию под облаками на Олимпе. Через Ириду богини одаривают Илифию ожерельем, и
тогда с ее помощью появляется на свет Аполлон (I 25-126). Опасаясь Геры, все
отвергают Лето, и только остров Астерия (первоначальное название Делоса) приютил
богиню, став священнейшим из островов; там под пальмами Лето родила своих детей
(Каллимах, Гимны, IV 55-274). Согласно Атенею (XIV, 614), на Делосе находилось
древнейшее изображение богини Лето - грубый фетиш в виде неотделанного полена.
Лето особенно любима своими детьми, которые оберегают ее и убивают тех, кто
пытается оскорбить их мать (Тития, Пифона, детей Ниобы). Лето, Аполлон и
Артемида всегда единодушны. Они вместе помогают троянцам в Троянской войне, что
связано с их малоазийским происхождением. Аполлон спасает Энея, а Лето и
Артемида возвращают герою мощь и красоту (Гомер, Илиада, V 445-448). Гермес даже
не пытается сразиться с Лето, признавая себя заранее побежденным. Сама же
богиня, подобрав стрелы и лук Артемиды, побитой Герой, отправляется на Олимп,
чтобы вместе с Зевсом утешить дочь (XXI 497-504).
Великую гордость материнства испытывает Лето, когда на Олимпе в доме Зевса
появляется Аполлон. Она помогает сыну снять оружие, усаживает его в кресло. И
пока все боги трепещут от страха, встав со своих мест, а Зевс подносит сыну в
золотой чаше напиток, Лето веселится, сердцем радуясь, что родила столь мощного
сына (Гомеровские гимны I 1-13). Образ Лето - это образ богини-матери,
прославленной в детях. В римской мифологии Лето известна под именем Латоны. В
старину в хронологии словом "лето" называли то, что мы называем "годом". В
рукописи 1263 года замечено: "ино бо лето (χpονoς), ино же год (καιρος)";
следовательно, слово "Лето" иногда означало вообще время, а слово год — точку
времени. По рукописям XVI-XVII веков Лето начиналось от Рождения Предтечи (24
июня) и продолжалось до 24 сентября, т. е. до Зачатия Предтечи. В летописях Лето
часто смешивалось и с весной, и с осенью. В Библии, Лето представляется как бы
временем праздничным: Ревекка для встречи Исаака оделась "в ризу летнюю", то
есть праздничную, торжественную; Фамарь, свергнув ризы вдовства своего, также
облеклась в ризы летние и украсилась; таким образом, слово "летняя" означает не
просто легкую, а праздничную, щегольскую, парадную одежду.
|