Хранилище мифологии
 

Мифология и история Древней Греции

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Лето

Лето (Λητω), в греческой мифологии дочь титанов Коя и Фебы (Гесиод, Теогония, 404-408), родившая от Зевса Аполлона и Артемиду. Имя Лето сближали с корнем λαθ, указывающим на ночь и тьму, и считали, что она была богиней скрытого, тайного, богиней мрака и неизвестности, тем более, что мать ее Феба - луна, а сестра Астерия - звезда. Однако, вероятнее всего, Лето - это божество догреческого происхождения, и мифы о богине Лето восходят к догреческим малоазийским корням, а имя ее связано с ликийским lada, что означает жена или мать. По сообщению Страбона, на реке Ксанф в Ликии в Малой Азии был храм Лето (XIV 3, 6), на острове Родос ей была посвящена роща (XIV 2, 2), на Крите город с догреческим населением, названный Лето. Возможно, этим негреческим происхождением богини объясняется ее незаконная связь с Зевсом, преследование ее Герой и особенно трудности при рождении близнецов, когда ни один клочок суши не смел принять гонимую Герой Лето.

В мифах создан образ Лето как страдающей матери, "вечно милой", "самой кроткой" (Гесиод, Теогония, 406-407), которая благодаря своим детям заняла почетное место на Олимпе. В гомеровском гимне описывается картина долгих странствий богини по материку и островам греческого мира, ее просьба к Делосу стать ей пристанищем и обещание прославить остров великолепным храмом. Девять дней мучается Лето в тяжелых схватках, рядом с ней "лучшие среди богинь" - Фемида, Рея, Амфитрита, Диона и другие. Злобная Гера задержала богиню родов Илифию под облаками на Олимпе. Через Ириду богини одаривают Илифию ожерельем, и тогда с ее помощью появляется на свет Аполлон (I 25-126). Опасаясь Геры, все отвергают Лето, и только остров Астерия (первоначальное название Делоса) приютил богиню, став священнейшим из островов; там под пальмами Лето родила своих детей (Каллимах, Гимны, IV 55-274). Согласно Атенею (XIV, 614), на Делосе находилось древнейшее изображение богини Лето - грубый фетиш в виде неотделанного полена. Лето особенно любима своими детьми, которые оберегают ее и убивают тех, кто пытается оскорбить их мать (Тития, Пифона, детей Ниобы).

Лето, Аполлон и Артемида всегда единодушны. Они вместе помогают троянцам в Троянской войне, что связано с их малоазийским происхождением. Аполлон спасает Энея, а Лето и Артемида возвращают герою мощь и красоту (Гомер, Илиада, V 445-448). Гермес даже не пытается сразиться с Лето, признавая себя заранее побежденным. Сама же богиня, подобрав стрелы и лук Артемиды, побитой Герой, отправляется на Олимп, чтобы вместе с Зевсом утешить дочь (XXI 497-504).
Великую гордость материнства испытывает Лето, когда на Олимпе в доме Зевса появляется Аполлон. Она помогает сыну снять оружие, усаживает его в кресло. И пока все боги трепещут от страха, встав со своих мест, а Зевс подносит сыну в золотой чаше напиток, Лето веселится, сердцем радуясь, что родила столь мощного сына (Гомеровские гимны I 1-13). Образ Лето - это образ богини-матери, прославленной в детях. В римской мифологии Лето известна под именем Латоны.

В старину в хронологии словом "лето" называли то, что мы называем "годом". В рукописи 1263 года замечено: "ино бо лето (χpονoς), ино же год (καιρος)"; следовательно, слово "Лето" иногда означало вообще время, а слово год — точку времени. По рукописям XVI-XVII веков Лето начиналось от Рождения Предтечи (24 июня) и продолжалось до 24 сентября, т. е. до Зачатия Предтечи. В летописях Лето часто смешивалось и с весной, и с осенью. В Библии, Лето представляется как бы временем праздничным: Ревекка для встречи Исаака оделась "в ризу летнюю", то есть праздничную, торжественную; Фамарь, свергнув ризы вдовства своего, также облеклась в ризы летние и украсилась; таким образом, слово "летняя" означает не просто легкую, а праздничную, щегольскую, парадную одежду.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций