Мидас (Μίδας), в греческом
мифотворчестве имя многих фригийских царей. Первый Мидас был сыном Гордия и
Кибелы, царем Фригии, славившимся своим богатством (Геродот, VIII 138). Когда
Мидас был еще ребенком, ему муравьи таскали пшеничные зерна, предвещая будущее
богатство (Цицерон, "О прорицании" I 36). Когда к Мидасу привели связанного
Силена, который сбился с пути во время шествия Диониса, царь радушно его принял,
беседовал с ним и через десять дней возвратил Дионису (Элиан, История варваров,
III 18 со ссылкой на Феопомпа). По другой версии, Мидас сам поймал Силена,
подмешав вино в воду источника, из которого тот пил (Павсаний, I 4, 5; Ксенофонт,
Анабазис, I 2, 13). В награду за освобождение Силена Дионис предложил Мидасу
исполнить любое его пожелание. Мидас пожелал, чтобы всё, к чему он прикоснется,
превращалось в золото. Но в золото стала превращаться и пища, что грозило Мидасу
голодной смертью, и он взмолился богу, чтобы тот снял чары. Дионис приказал ему
искупаться в источнике Пактол, отчего источник стал золотоносным, а Мидас
избавился от своего дара.
Мидас был судьей на музыкальном состязании между Аполлоном и Марсием (Гигин,
Фабулы, 191) и признал Аполлона побежденным. По другим источникам судьей был
Тмол и музы, которые присудили первенство Аполлону, а Мидас высказал вслух свое
мнение, что победил Марсий. За это Аполлон наделил Мидаса ослиными ушами,
которые царю приходилось прятать под фригийской шапочкой. Цирюльник Мидаса,
увидев уши и мучаясь тайной, которую никому не мог рассказать, вырыл ямку в
земле у реки и шепнул туда: "У царя Мидаса ослиные уши!". На этом месте вырос
тростник, который прошелестел о тайне всему свету (Овидий, Метаморфозы, XI
85-193). Возможно, Мидас почитался первоначально как спутник Диониса или Кибелы
(Диодор, III 58), и миф об ослиных ушах связан с пережитками тотемизма. Вариант
мифа о богатстве Мидаса отражает представления греков о золотых сокровищах Малой
Азии. |