Неоптолем (Νεοπτόλεμος; другое имя
его Пирр — Πύρρος), в греческом мифотворчестве сын Ахилла, рожденный Деидамией,
дочерью Ликомеда, царя острова Скирос. Когда ахейцам стало известно от
троянского прорицателя Елена, что одним из условий их победы над троянцами
является участие Неоптолема в войне на стороне ахейцев, Одиссей и Феникс
отправились на остров Скирос и привезли Неоптолема под Трою (Аполлодор, V
10-11). Одиссей уступил Неоптолему доспехи Ахилла. Неоптолем обладал даром
слова, уступая лишь Одиссею и Нестору, и был отважным бойцом. От его руки пал
Еврипил, сын Телефа, прибывший на помощь Приаму с большим ополчением мизийцев.
Сразив Еврипила, он, от радости, выдумал особый вид пляски, названный по его
имени Πυρρίχη. Неоптолем входил в число отборных ахейских воинов, спрятавшихся в
деревянном коне (Гомер, Одиссея, XI 506-537). В ночь взятия Трои он отличился
особой жестокостью: убил старого Приама, искавшего спасения в священной ограде у
алтаря Зевса (Вергилий, Энеида, II 533-558). Когда греки получили предсказание,
что для благополучного возвращения на родину необходимо умилостивить тень Ахилла
кровью Поликсены, Неоптолем совершил это жертвоприношение (Еврипид, Гектор,
523-568). При разделе пленных Неоптолем получил в наложницы вдову Гектора
Андромаху, от которой имел потом четырех сыновей. Потеряв во время троянской
войны отцовское царство, Неоптолем направился в Эпир, покорил здесь местных
жителей молоссов и стал царствовать над ними. Жители Эпира после этого стали
называться по его второму имени пирридами или эпиротами (Аполлодор, VI 12).
Вскоре после этого Неоптолем совершил путешествие в Дельфы, где и был убит. Отправившись в Дельфы, Неоптолем потребовал удовлетворения от Аполлона за
убийство своего отца, а когда пифия отклонила его требование, он сжег святилище.
Потом он отправился в Спарту и потребовал руки Гермионы. Несмотря на протесты
Ореста, по словам Гомера Менелай устроил эту свадьбу. Позже Неоптолем опять
вернулся в Дельфы, чтобы спросить, почему у Гермионы нет детей. Ему повелели
принести искупительные жертвы, что он и сделал. Неоптолем не знал, что в Дельфах
мясо жертвенных животных доставалось храмовым слугам, и решил помешать жрецам,
уносящим туши быков. Терпение пифии лопнуло, и по ее приказу один из жрецов убил
Неоптолема жертвенным ножом (Гомер, Одиссея, IV 3-9). В этом греки видели
возмездие за беззаконный поступок Неоптолема, который при взятии Трои убил
Приама у алтаря Зевса. Есть версия, что убийство Неоптолема было устроено
Орестом, возненавидевшим сына Ахилла за то, что Менелай выдал за него замуж
Гермиону, некогда обещанную в жены Оресту (Аполлодор, VI 14). По третьей версии,
убийство Неоптолема случилось из-за того, что он вызвал негодование дельфийских
жрецов своими упреками Аполлону, который под Троей помог Парису сразить Ахилла. Могилу Неоптолема показывали в священном участке Дельф вплоть до поздней
античности (Павсаний, X 24, 6), хотя культ Неоптолема возник не раньше 6 века до
нашей эры. Имя Неоптолем, образованное от греческих слов neos, "новый", и
ptolemos, "война", обозначает "участник новой войны" и указывает, что образ
Неоптолема - относительно поздний в героическом эпосе. Первоначальным именем
Неоптолема было Пирр - мужской вариант женского имени Пирра ("рыжеволосая"), под
которым скрывался на Скиросе переодетый девушкой Ахилл. Имя Пирр
засвидетельствовано уже в "Киприях", но широкое применение получает только в
эллинистическое и римское время. От традиционного образа Неоптолема - свирепого
воина - существенно отличается его изображение в трагедии Софокла "Филоктет" (на
основе пьесы, озаглавленной "Δόλοπες ή ψοϊνιξ"). Здесь Неоптолем представлен
благородным юношей, не способным ко лжи и притворству и выше всего ставящим
следование законам чести. |