Ниоба (Νιόβη), в греческом
мифотворчестве дочь Тантала, сестра Пелопа, жена фивского царя Амфиона. Ниоба
так возгордилась тем, что родила двенадцать детей (шесть сыновей и шесть
дочерей), что позволила себе нелестно отозваться о Лето (Латоне), у которой были
лишь двое детей, Аполлон и Артемида. Раздраженная высокомерием Ниобы, Лето
обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей Ниобы.
Девять дней лежали они непогребенные; наконец, на десятый были преданы земле
богами, ибо Зевс обратил сердца людей в камень. Потрясенный гибелью детей,
Амфион покончил с собой, а сама Ниоба окаменела от горя и в вечной тоске
проливала слезы о погибшем потомстве (Гомер, Илиада, XXIV, 602—617). Такова
версия этого мифа у Гомера. Существовала версия мифа, согласно которой Артемида
сжалилась над самой младшей дочерью Hиобы, a также вариант, по которому в живых
остался младший сын (Аполлодор, III 5, 6; Павсаний, II 21, 9; V 16, 4). Многие
поэты после него пользовались этим сюжетом, воспевая вошедшие в поговорку Νιόβης
πάθη, то есть страдания Ниобы. Особенно драматически сказание о Ниобе выражено у
Овидия (Метаморфозы, VI, 302-312). По версии мифа, принятой Овидием, Ниоба,
после обращения в камень, была унесена вихрем на гору Сипил в Лидии, где ее
каменное изваяние срослось с вершиной фригийской горы. Еще в древности многие
объясняли этот миф тем, что действительно вершина горы Сипила имеет формы
человеческого тела в согнутом положении (Павсаний, I, 25, 5).
Судьба Ниобы и ее детей была одной из любимых тем античного искусства. В числе
древнегреческих скульптур на эту тему особенно славилась группа, украшавшая
собой фронтон одного из малоазйских храмов Аполлона, впоследствии перевезенная в
Рим и поставленная в храме Аполлона Созиана. Воспроизведение ее представляет
собой известная группа Ниобид, хранящаяся в музее Уффици во Флоренции, а также
отдельные ее части и копии, находящиеся в других музеях, например, в Ватикане
(Убегающая дочь Ниобы), в Дрездене и Мюнхене (две фигуры убитых сыновей и так
называемый "Илионей"). Части группы, хранящиеся в Уффици, изображают Ниобу с
припавшей к ней дочерью, шесть сыновей, трех дочерей и педагога; вся же группа
состояла, по всей вероятности, из шестнадцати фигур: восьми мужских и восьми
женских. Историки искусства еще не пришли к окончательному заключению
относительно того, кому из великих греческих ваятелей принадлежал оригинал,
повторением которого являются дошедшие до нас фигуры Ниобид — Праксителю или
Скопасу, но, судя по смелости их движений, тонкой обработке форм и патетичности
выражения, с наибольшей вероятностью можно приписать этот оригинал Скопасу. Из
прочих произведений пластики, трактующих тот же сюжет, отметим: саркофаги с
изображением Ниобид, находящиеся в Мюнхене и Ватикане, а также хранящийся в
санкт-петербургском Эрмитаже обломок мраморного фриза, работы I века до нашей
эры, представляющий собой переделку рельефа, которым Фидий украсил престол
олимпийского Зевса. |