Хранилище мифологии
 

Мифология и история Древней Греции

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Ниоба

Ниоба (Νιόβη), в греческом мифотворчестве дочь Тантала, сестра Пелопа, жена фивского царя Амфиона. Ниоба так возгордилась тем, что родила двенадцать детей (шесть сыновей и шесть дочерей), что позволила себе нелестно отозваться о Лето (Латоне), у которой были лишь двое детей, Аполлон и Артемида. Раздраженная высокомерием Ниобы, Лето обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей Ниобы. Девять дней лежали они непогребенные; наконец, на десятый были преданы земле богами, ибо Зевс обратил сердца людей в камень. Потрясенный гибелью детей, Амфион покончил с собой, а сама Ниоба окаменела от горя и в вечной тоске проливала слезы о погибшем потомстве (Гомер, Илиада, XXIV, 602—617). Такова версия этого мифа у Гомера. Существовала версия мифа, согласно которой Артемида сжалилась над самой младшей дочерью Hиобы, a также вариант, по которому в живых остался младший сын (Аполлодор, III 5, 6; Павсаний, II 21, 9; V 16, 4). Многие поэты после него пользовались этим сюжетом, воспевая вошедшие в поговорку Νιόβης πάθη, то есть страдания Ниобы. Особенно драматически сказание о Ниобе выражено у Овидия (Метаморфозы, VI, 302-312). По версии мифа, принятой Овидием, Ниоба, после обращения в камень, была унесена вихрем на гору Сипил в Лидии, где ее каменное изваяние срослось с вершиной фригийской горы. Еще в древности многие объясняли этот миф тем, что действительно вершина горы Сипила имеет формы человеческого тела в согнутом положении (Павсаний, I, 25, 5).

Судьба Ниобы и ее детей была одной из любимых тем античного искусства. В числе древнегреческих скульптур на эту тему особенно славилась группа, украшавшая собой фронтон одного из малоазйских храмов Аполлона, впоследствии перевезенная в Рим и поставленная в храме Аполлона Созиана. Воспроизведение ее представляет собой известная группа Ниобид, хранящаяся в музее Уффици во Флоренции, а также отдельные ее части и копии, находящиеся в других музеях, например, в Ватикане (Убегающая дочь Ниобы), в Дрездене и Мюнхене (две фигуры убитых сыновей и так называемый "Илионей"). Части группы, хранящиеся в Уффици, изображают Ниобу с припавшей к ней дочерью, шесть сыновей, трех дочерей и педагога; вся же группа состояла, по всей вероятности, из шестнадцати фигур: восьми мужских и восьми женских. Историки искусства еще не пришли к окончательному заключению относительно того, кому из великих греческих ваятелей принадлежал оригинал, повторением которого являются дошедшие до нас фигуры Ниобид — Праксителю или Скопасу, но, судя по смелости их движений, тонкой обработке форм и патетичности выражения, с наибольшей вероятностью можно приписать этот оригинал Скопасу. Из прочих произведений пластики, трактующих тот же сюжет, отметим: саркофаги с изображением Ниобид, находящиеся в Мюнхене и Ватикане, а также хранящийся в санкт-петербургском Эрмитаже обломок мраморного фриза, работы I века до нашей эры, представляющий собой переделку рельефа, которым Фидий украсил престол олимпийского Зевса.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций