Ниоба (Νιόβη), в греческом 
мифотворчестве дочь Тантала, сестра Пелопа, жена фивского царя Амфиона. Ниоба 
так возгордилась тем, что родила двенадцать детей (шесть сыновей и шесть 
дочерей), что позволила себе нелестно отозваться о Лето (Латоне), у которой были 
лишь двое детей, Аполлон и Артемида. Раздраженная высокомерием Ниобы, Лето 
обратилась к своим детям, которые своими стрелами уничтожили всех детей Ниобы. 
Девять дней лежали они непогребенные; наконец, на десятый были преданы земле 
богами, ибо Зевс обратил сердца людей в камень. Потрясенный гибелью детей, 
Амфион покончил с собой, а сама Ниоба окаменела от горя и в вечной тоске 
проливала слезы о погибшем потомстве (Гомер, Илиада, XXIV, 602—617). Такова 
версия этого мифа у Гомера. Существовала версия мифа, согласно которой Артемида 
сжалилась над самой младшей дочерью Hиобы, a также вариант, по которому в живых 
остался младший сын (Аполлодор, III 5, 6; Павсаний, II 21, 9; V 16, 4). Многие 
поэты после него пользовались этим сюжетом, воспевая вошедшие в поговорку Νιόβης 
πάθη, то есть страдания Ниобы. Особенно драматически сказание о Ниобе выражено у 
Овидия (Метаморфозы, VI, 302-312). По версии мифа, принятой Овидием, Ниоба, 
после обращения в камень, была унесена вихрем на гору Сипил в Лидии, где ее 
каменное изваяние срослось с вершиной фригийской горы. Еще в древности многие 
объясняли этот миф тем, что действительно вершина горы Сипила имеет формы 
человеческого тела в согнутом положении (Павсаний, I, 25, 5).
 Судьба Ниобы и ее детей была одной из любимых тем античного искусства. В числе 
древнегреческих скульптур на эту тему особенно славилась группа, украшавшая 
собой фронтон одного из малоазйских храмов Аполлона, впоследствии перевезенная в 
Рим и поставленная в храме Аполлона Созиана. Воспроизведение ее представляет 
собой известная группа Ниобид, хранящаяся в музее Уффици во Флоренции, а также 
отдельные ее части и копии, находящиеся в других музеях, например, в Ватикане 
(Убегающая дочь Ниобы), в Дрездене и Мюнхене (две фигуры убитых сыновей и так 
называемый "Илионей"). Части группы, хранящиеся в Уффици, изображают Ниобу с 
припавшей к ней дочерью, шесть сыновей, трех дочерей и педагога; вся же группа 
состояла, по всей вероятности, из шестнадцати фигур: восьми мужских и восьми 
женских. Историки искусства еще не пришли к окончательному заключению 
относительно того, кому из великих греческих ваятелей принадлежал оригинал, 
повторением которого являются дошедшие до нас фигуры Ниобид — Праксителю или 
Скопасу, но, судя по смелости их движений, тонкой обработке форм и патетичности 
выражения, с наибольшей вероятностью можно приписать этот оригинал Скопасу. Из 
прочих произведений пластики, трактующих тот же сюжет, отметим: саркофаги с 
изображением Ниобид, находящиеся в Мюнхене и Ватикане, а также хранящийся в 
санкт-петербургском Эрмитаже обломок мраморного фриза, работы I века до нашей 
эры, представляющий собой переделку рельефа, которым Фидий украсил престол 
олимпийского Зевса.  |