Огигес, в греческом мифотворчестве
упоминается как царь первых жителей Беотии. Окрестности Фив при нем назывались Огигией, а древнейшие ворота города - Огигскими. Древнегреческие предания
повествуют о том, что Огигес основал Элевсин. При Огигесе произошел первый из
трех описанных в греческой мифологии потопов - Огигов потоп. Вся Аттика была
разрушена и опустошена. Безвластие длилось около 200 лет, пока не воцарился
Кекроп. Некоторые авторы считают, что его сыном был Элевсин. Всемирный потоп составляет предмет одного из самых распространенных народных
преданий. Библейское повествование о потопе находит себе аналогию в преданиях других
древних народов, у которых также сохранилась память о необычайной катастрофе, некогда
погубившей первобытное человечество. Подобные предания, конечно не всегда полные
и обстоятельные, распространены по всему земному шару. В ближайших к Палестине
странах предание о потопе сохранилось с наибольшей ясностью. Халдейское
сказание, открытое в 1872 году английским ассириологом Джорджем Смитом в
знаменитой ниневийской библиотеке Ассурбанипала, почти вполне соответствует
библейскому рассказу. Предание найдено в трех копиях с обозначением, что они
сделаны с древнейшего подлинника (XVII столетия до нашей эры) и, следовательно,
свободны от посторонних влияний. Когда боги решили погубить развращенный род
человеческий, то бог воды Нуа или Эа повелел Хазизадре построить корабль в 600
локтей в длину, взять с собой своих семейных, слуг мужских и женских, и все, что
было необходимо для сохранения жизни на земле, и войти в этот корабль. В поэме
подробно описывается, сколько пошло материала на построение подобного корабля,
сколько запасено было провизии. Когда Хазизадра вошел в корабль, то начался
потоп, полились дожди, продолжавшиеся шесть дней и шесть ночей, и всякая жизнь
на земле погибла. Корабль остановился на горе Низир. В седьмой день Хазизадра
открыл окно и выпустил голубя; но он, не найдя сухого места на земле,
возвратился; возвратилась также и выпущенная им ласточка, но выпущенный затем
ворон остался на трупах и тем дал знать о прекращении потопа. Совершенное по
выходе из корабля жертвоприношение было угодно богам, и они обещали никогда
впредь не губить человеческого рода потопом. За исключением некоторых деталей,
можно сказать, что халдейский рассказ есть как бы другая редакция того же самого
повествования, что и в Библии. Следы того же самого предания мы встречаем и у
других народов. По индийскому преданию, Ману спасается от потопа на корабле,
который он построил по предсказанию рыбы, и по выходе из корабля приносит жертву
богам. По иранскому преданию, Йима спасается от потопа в огороженном саду на
вершине горы, где вместе с ним спаслись и представители всего живущего на земле.
Известие об окончании потопа принесено ему птицей каршиптой. В Китае существует
предание, что родоначальник китайской цивилизации избег великого наводнения со
своей женой, тремя сыновьями и тремя дочерями. В Греции было несколько преданий
этого рода; наиболее известны из них сказания о спасении от потопа Девкалиона и
Пирры — в Фессалии, Огигеса — в Беотии. Мексиканский Ной, Кокс-Кокс, спасся со своей женой на корабле; для удостоверения
в состоянии земли он выслал коршуна, который не возвратился; но затем выпущенная
колибри принесла ему ветвь со свежераспустившегося дерева, чем и
засвидетельствовала об окончании потопа. Русские исследователи констатировали
существование подобного же предания у жителей Алеутских островов. У жителей
островов Фиджи на Великом океане существует предание, что острова их вскоре
после заселения были потоплены, и все население погибло, за исключением восьми
человек, спасшихся на двух барках, посланных им богами. Такая распространенность
этого предания ясно свидетельствует, что в основе его лежит воспоминание о
действительной мировой катастрофе. |