Оракул (Oraculum), в древности
прорицалище, а также одно из средств, с помощью которых человек старался
вступать в непосредственное общение с божеством. Изречения Оракула считались
откровениями божества; они получались вопрошающими в определенном месте, через
известных посредников, большей частью жрецов данного божества, являвшихся
истолкователями полученного откровения. Все Оракулы могут быть подведены под три
категории: предсказания получались или в виде сентенций, или в виде символов,
или в виде сновидений. В знаменитейшем из всех Оракулов — дельфийском —
одуряющие пары, выходившие из расселины скалы, приводили пророчицу в состояние
ясновидения; в Додоне о воле божества судили по движениям листьев на священном
дубе, по звукам, исходившим от металлических сосудов, по журчанью священного
источника, в Делосе следили за шелестом лавра, в Оракуле Зевса Аммонского в
Ливии — за известными явлениями на изображении божества, составленном из
драгоценных каменьев; в Риме, по повелению сената и в присутствии магистрата,
раскрывали сивиллины книги. Трудно судить, насколько сами жрецы убеждены были в
истинности откровений; во всяком случае усматривать в Оракуле один лишь
сознательный обман со стороны жрецов было бы суждением односторонним и лишенным
исторической перспективы. Даже туманная форма ответов, особенно характерная для
дельфийского Оракула, сама по себе не свидетельствует о сознательном обмане,
хотя нельзя отрицать, что жрецы часто обеспечивали свою непогрешимость
двусмысленностью ответов, подходящих для любого случая. Возникновением Оракула, как прорицалища, определенное место было обязано или
благодетельному источнику, с которым греческая мысль обыкновенно связывала
близость божества, или явлениям природы (пары из горячего источника и т.п.),
вызывавшим состояние экзальтации. Возникали прорицалища и в местностях, где
покоились останки какого-нибудь знаменитого ясновидца. В последнем случае
вопрошающие обыкновенно лично подвергались одухотворяющему действию божества;
так например, в Оракуле Амфиарая вопрошающий, после трехдневного воздержания от
вина и однодневного поста, должен был заснуть во храме, чтобы ему в сновидении
открылась воля божества. Назначение Оракула состояло не в том только, чтобы
раскрывать будущее, но и в том, чтобы от имени божества руководить жизнью народа
в тех исключительных случаях, когда человеческая мудрость оказывалась
несостоятельной. К Оракулу прибегали и государственные люди, когда их личный
авторитет оказывался недостаточным для проведения той или другой меры. Для
известных периодов греческой истории Оракулы получают, поэтому, значение
политических институтов. Оракулы, совета которых испрашивали во всех важных
начинаниях, много содействовали поддержанию среди разрозненных греков сознания
национального единства и осуществлению общегреческих предприятий. Они
покровительствовали сельскохозяйственной культуре, колонизации новых земель и
т.д. Древнейшим из всех прорицалищ считался Оракул в Мероэ в Египте, а за ним
непосредственно следовали Оракул в египетских Фивах и Оракул Зевса Аммонского. В
Греции величайшим авторитетом пользовался Оракул в Додоне, позднее — Оракул в
Дельфах. Кроме того, Зевс имел своих Оракулов еще в Элиде, Пизе и на Крите,
Аполлон — в Кларосе близ Колофона и на Делосе. Оракул Бранхидов в Милете
посвящен был Аполлону и Артемиде. Прорицалищами героев были Оракул Амфиарая в
Оропосе, Оракулы Трифония и Геракла — в Буре, в Ахайе. Прорицалища с вызыванием
духов усопших существовали в Гераклее Понтийской и на Авернском озере. К
Оракулам должны быть причислены и изречения так называемых сивилл, особенно
эритрейских и кумейских. У римлян существовали Оракулы Фавна и Фортуны в
Пренесте, Оракулы Паликов; но италийцы также охотно обращались и к греческим, и
к египетским прорицалищам. В Греции Оракулы потеряли свое значение лишь после
полного падения свободы и независимости греков, но и затем, лишенные всякого
авторитета, они влачили свое существование до царствования Феодосия, когда
окончательно были закрыты. |