Орест (Όρέστης), в греческом
мифотворчестве сын Агамемнона и Клитемнестры, брат Электры и Ифигении. Оресту
было десять лет, когда его отец был убит своей женой и ее любовником Эгисфом.
Самого Ореста из рокового дома спасла от смерти сестра Электра. Он вырос в
Фокиде при дворе царя Строфия. Когда Орест стал совершеннолетним, он получил от
дельфийского оракула повеление отомстить за смерть отца. При этом оракул сказал,
что в случае наказания убийц Агамемнона Орест превратится в отщепенца и его
будут преследовать эринии. Он тайно отправился в Микены, но Клитеместра не
узнала сына, и он назвался вестником от Строфия, сказав что Орест умер. Не
скрывая радости Клитеместра позвала своего любовника Эгисфа. Орест пронзил мечом
их обоих. В первую же ночь Ореста стали донимать эринии. Тиндарей и Менелай
потребовали суда над убийцей, который вынес ему смертный приговор, но в этот
момент вмешался Аполлон и Орест остался жив. Преследуемый эриниями он отправился в Дельфы, где оракул сообщил, что ему надо
год провести в изгнании, а потом молить о защите Афину. С помощью богини
афинский ареопаг оправдал Ореста, однако эринии не согласились с таким решением
суда. Оракул посоветовал привезти из Таврии статую Артемиды Таврической, так
называемый Палладион. Там Орест встретил свою сестру Ифигению, которая спасла
его и помогла выкрасть Палладион (Еврипид, Ифигения, 77-92). Благополучно
доставив деревянное изваяние богини Артемиды Таврической в Микены, Орес наконец
избавился от эриний. Он убил захватившего власть Алета, сына Эгисфа и
Клитеместры и стал царем. Женился на своей двоюродной сестре Гермионе, которая
родила ему Тисамена. После смерти Менелая спартанцы пригласили Ореста, как внука
Тиндарея, занять их трон. Он стал также владыкой Аргоса после смерти царя
Килараба, не оставившего наследников. В почтенном возрасте семидесяти лет Орест
умер от укуса змеи и был похоронен в Тегее (Аполлодор, 6, 28). Считалось, что
останки Ореста хранились в аркадском городе Тегея еще в историческое время и в 6
веке до нашей эры, вопреки воле местных жителей, были перенесены в Спарту
(Геродот, I 67). Матереубийство, совершенное Орестом в отмщение за насильственную смерть отца,
его душевные муки, разлад его с богами и умоисступление, под тяжестью сознания
вины — все это много раз служило для афинских драматургов сюжетом трагедии.
Трилогия Эсхила ("Агамемнон", "Хоэфоры" и "Эвмениды") носит название Орестии.
Преследуемый призраком убитой матери и гонимый эриниями, Орест в сочинениии
Эсхила находит примирение с совестью и с богинями мщения только при участии
богов — Аполлона, Афины, Зевса. В композиции Эсхила господствующая мысль —
неизбежность божеского возмездия за преступления. В трагедии Софокла "Электра"
Орест является убежденным в правоте своего дела карателем Клитемнестры и Эгисфа,
за невинно погибшего героя Агамемнона; сам Аполлон призывает его ко мщению. У
Еврипида, в трагедии "Орест", центр тяжести переносится в сферу душевных
состояний, непосредственно следующих за погребением убитой матери. Орест
бессилен освободиться от терзающего сознания своей вины; ум его помрачен; эринии,
его преследующие, представляются самому герою голосом возмущенной совести. Он
шесть дней не принимает пищи, не обмывает тела; временами сознание Ореста
проясняется, и он плачет; при малейшем напоминании о матереубийстве он
испытывает тревогу, видит грозные призраки, верит в их реальность. В такие моменты он заклинает Электру не выпускать на него женщин с кровавыми
глазами, со змеями в волосах; он гонит от себя сестру, принимая ее за одну из
фурий, требует лук Аполлона, чтобы стрелами отразить страшных эриний. Только
сон, чуткий и тревожный, приносит ОрестУ кратковременное успокоение. Он убежден,
что пожирающая его болезнь — не более, как муки совести; он умоляет своего друга
Пилада скрыть от него могилу матери; при виде отца Клитемнестры, Тиндарея, в нем
пробуждается мысль о матери, и он уверен, что сам отец, за которого он мстил,
заклинал бы его, если б мог, не убивать матери. Самый акт матереубийства, как он
изображен Еврипидом в трагедии "Электра", совершен Орестом против воли, по
настоянию сестры; он вонзил нож в материнскую грудь, закрыв лицо плащом,
подталкиваемый Электрой, и укоряет сестру за то, что она принудила его совершить
такое злодеяние. В конце трагедии Диоскуры осуждают божество за его поведение,
обращенное к детям Агамемнона и Клитемнестры, и одного Аполлона называют
ответственным за все случившееся. Судьба Ореста послужила сюжетом нескольких
новейших трагедий (Кребильона, Вольтера, Альфиери, Суме и других литераторов). |