В греческом мифотворчестве Орфей
является создателем особой религии орфиков и провозвестником учения и мистерий
Диониса. Продолжателями орфеевой поэзии во Фракии считались Филаммон, Фамирид,
Евмолп и Музей. Как создатель секты орфиков и орфического учения, Орфей — эпоним
мифического певца. Распространившийся в первых десятилетиях VI века тайный культ
Диониса вызвал целую литературу, произведения которой составителями сборников
при Писистрате были приписаны Орфею, получившему откровения от Диониса. Вера в
действительное существование Орфея, как автора этих произведений, глубоко
укоренилась в секте орфиков; трезвое мнение Аристотеля, что Орфей никогда не
существовал, не могло поколебать этой веры. Поэт Ономакрит, живший в Афинах при
Писистрате, считался автором орфических стихотворений, например, τελεταί
(религиозные таинства) и τιτανογραφία, вероятно тождественного с θεογονία, и
редактором орфического сборника. Одновременно с ним работали Орфей Кротонский и
Зопир Гераклейский. Происхождение этих двух поэтов из Южной Италии, а также тот
факт, что некоторые орфические стихотворения приписывались южноиталийским и
сицилийским авторам, свидетельствуют о том, что орфическое учение было известно
в конце VI века в Южной Италии, где в это время господствовал пифагореизм.
Взаимное влииние пифагореизма и орфизма несомненно, особенно в вопросе о
переселении душ. Вероятно Ономакрит воспользовался готовым учением секты,
сложившимся в Италии, и перенес его в Афины.
Учение орфиков проводило обряды Дионисова культа в практическую жизнь, в связи с
идеями душевного очищения, аскезы и освобождения от земной греховности. Оно
представляло собой практическую мораль, с целым катехизисом правил и
установлений. Нравственному учению предшествует космогония и феогония, созданная
по Гезиоду и несколько видоизмененная в деталях, причем утрачена вся целостность
образов греческой религии: орфические боги — скорее отвлеченные понятия. В
орфической теогонии господствует тенденция привести политеизм к монотеизму или
так называемой теокразии; орфики признают лишь Зевса, Персефону и Диониса Загрея.
Это учение было выражено в орфической поэме Θεογονία, которую отождествляют с
поэмой ίεροι λόγοι, в 24 рапсодиях. Содержание орфической космогонии и феогонии
вкратце следующее. Праначало мира (χρόνος, Αίών) породило из себя Хаос и Эфир,
от которых произошло миpoвoe серебряное яйцо. Когда яйцо это лопнуло, из него
появился перворожденный (πρωτογόνος) бог Φάνης, называвшийся еще Μήτις, Έρις,
Ήρικαπατος, и заключавший в себе семя всех богов. Из половинок яйца образовались
земля и небо. Φάνης был гермафродитом и имел головы и атрибуты различных
животных. От него произошла Ехидна или Ночь, а от нее — Уран и Гея.
Дальнейшая феогония идет по Гесиоду вплоть до Зевса. Когда Зевс овладел
престолом, он поглотил Фанета, после чего, заключив в себе семена всех вещей,
произвел всех богов последнего поколения и мир. От Персефоны и Зевса родился
Дионис Загрей, которому Зевс доверил управление миром. Титаны, враги Зевса,
растерзали Загрея, принявшего, во время преследования ими, форму быка. Афина
спасла сердце Загрея и принесла его к Зевсу, который поглотил его и вновь
произвел на свет Диониса от Семелы, возродив в нем Загрея. Этиологически это
сказание, признанное всеми орфиками, связано с обрядом растерзания быка в
дионисовых ночных оргиях, существовавших во Фракии и перенесенных в Афины. В
этом сказании выразилась идея, что единое, благодаря злому началу (титаны),
раздроблено на множество вещей, но снова приведено к единому. Когда Дионис
Загрей был возрожден к жизни, титаны были уничтожены и из праха их произведен
человеческий род. С этих пор начинается мировой период. Так как человек создан
из злого начала, то, чтобы вернуться к богу, часть которого в нем все же живет,
он должен очиститься и пройти целый ряд подвигов воздержания и очищения. Об
обязанностях, целях и судьбе человека, ищущего очищения, и говорит, главным
образом, орфическое учение. Душа человека, находясь в теле, испытывает рабство;
она пребывает в темнице, и чтобы выйти из нее, должна пройти длинный путь
освобождения. Естественная смерть, перенося на время душу из царства жизни в
подземное царство, освобождает ее лишь на время. Душе предстоит пройти еще
долгий "круг необходимости", путем переселения в другие тела, чтобы, наконец,
"освободиться от круга и вздохнуть от зла". Это освобождение приносит Орфею и
его вакхические посвящения; средством освобождения является орфическая жизнь,
полная аскетизма и воздержания от всего, что ведет к смерти и похоти тела.
Временное существование по смерти проходит для посвященных (δσιοι) в обществе
богов, за вечными пирами (συμπόσια όσίων, μεθη αίώνιος), между тем как
непосвященные пребывают в грязи (βόρβορος), а презрители культа испытывают
несказанные ужасы. Для неуспевших очиститься на земле, однако, есть еще
возможность достигнуть очищения впоследствии, благодаря подвигам потомков,
которые могут искупить грехи предков. По окончании этого временного заточения в
подземном царстве душа поднимается к свету и входит в новое тело, чтобы
продолжать путь освобождения: в этих бесконечных переходах — наказание грешника.
Если, наконец, душа очистилась, то она выходит из цепи земного бытия — а это, по
учению орфиков, цель всей человеческой жизни. Бессмертная душа, очистившись от
греха, должна победить смерть, а так как на земле — царство смерти, то чистой
душе суждено переселиться в царство богов; на луну и звезды.
Таково, в общих чертах, учение орфиков, заимствованное у фракийцев, среди
которых, насколько позволяют судить отрывочные сведения, был распространен
аскетизм. Посвященным возбранялось употреблять в пищу мясо, бобы, носить иные
одежды кроме белых; умерших обертывали в льняные покровы. Кровавые жертвы были
исключены из культа. Литература орфиков получила особое распространение в III—IV
веках, когда язычество, борясь с христианством, черпало в ней для себя
вдохновение и доказательства своей силы. До нас дошел сборник орфических поэм:
Όρφικά или Τα είς Όρφέα άναφερόμενα, в который вошли следующие сочинения:
1) мифологическая эпопея Αργοναυτικά в 1384 гексаметра, относящаяся к
позднейшему времени греческой литературы;
2) теургический эпос Λιθικά в 768 стихотворениях, в котором Орфей рассказывает
Приамиду Феиодаму об удивительной силе камней;
3) антология Ύμνοι, 88 литургических стихотворений, обращенных к различным
божествам и олицетворенным силам природы.
Остальные сочинения орфиков дошли до нас только в отрывках. Заглавия некоторых
из них имеют особое значение; так, например, стихотворение κρατήρ (чаша)
озаглавлено так для проведения мысли, что разнообразие вещей в единстве мира
подобно смеси в чаше, куда наливается вода и вино. В аллегорическом смысле даны
также заглавия Πέπλος (одежда), δίκτυον (сеть). Орфические поэмы читались
публично на рапсодических состязаниях, рядом с произведениями Гомера и Гесиода;
некоторые стихотворения употреблялись в качестве молитв на мистериях во Флиунте
и Элевсине. |