Оргии (Όργιαα τά), в
древнегреческой религии так назывались богослужения в честь Деметры (в
Гомеровском гимне богиня обещает научить людей священнодействиям: όργια δ'αύτή
έγών ύποθήδομαι). Термин оргии, в приложении к культу Деметры — синоним другого
более распространенного термина, мистерии, а также третьего термина, τελετή.
Позднее, когда культ Деметры сблизился с культом Диониса и вообще
распространились тайные культы, за священнодействиями в честь Деметры
установилось название мистерий, оргиями же по преимуществу стали называться
экстатические, восторженные священнодействия в честь Диониса. Легенды об
индийском Дионисе перешли в Грецию из Малой Азии (Фригии и Лидии) и принесли с
собою оргиастические обряды, на которые мы имеем указания в отрывках Эсхиловской
трагедии "Хоэфоры" и в дошедшей до нас трагедии Еврипида "Вакханки". Дионис азиатских легенд — не аттический бог винограда, а женственное божество,
символ чистого, беззаветного восторга, очищающего человеческую душу. Греческие
женщины и вообще греки приняли новый культ с восторгом, учредив в честь бога
ночные оргии на Кифероне и Парнасе, в Коринфе, Мегаре, Аргосе и т.д. Женщины,
участвовавшие в оргиях (Μαινάδες, Θυιάδες, Βάκχαι, Λήναι), увенчивали себе
голову плющом, дубовыми и тисовыми (σμίλαξ) листьями, набрасывали на плечи
оленью шкуру, в одну руку брали тирс, в другую факел, и в бешеном восторге
носились по священной местности, переходя от экстаза к созерцательному покою и
оцепенению. Подобно мистериям, Дионисовы оргии были таинством, к которому
допускались только посвященные; целью их, как и мистерий, было очищение души
религиозным восторгом. Особенно хорошо иллюстрирует оргиастический культ Диониса
Еврипид, в своей трагедии "Вакханки". Вакхические оргии, или так называемые
Вакханалии, существовали и в Риме, но, вследствие их крайней распущенности, были
запрещены в 186 году до нашей эры.
|