Палладион (Παλλάδιον, Palladium), в
античные времена у древних греков и римлян название статуй богини Паллады Aфины,
считавшихся великими святынями, обладание которыми составляло залог общественной
безопасности и благополучия. Особенно знаменит Палладион, хранившийся в
троянском кремле, по преданию, упавший с неба при Иле, по основании города
Илиона. По свидетельству Аполлодора статуя, изображавшая богиню в шлеме и латах,
была деревянная, трех локтей вышины, с прямыми, прижатыми одна к другой, ногами
(как на всех архаических статуях); в правой руке было поднятое копье, в левой
прялка. По другому преданию, Афина сама создала Палладион, в воспоминание о
смерти дочери Тритона, Паллады, нечаянно умерщвленной при взгляде на изображение
Горгоны. Позднее, когда Электра пришла искать спасения у Палладиона, Афина
перенесла его в Трою, где его нашел Ил, построивший для священной находки особый
храм. Пока Палладион был в Трое, город оставался цел и невредим. Зная силу этой
святыни, Диомед с Одиссеем унесли его тайком из храма, благодаря измене жены
Антенора Феано, после чего Троя была взята без дальнейших препятствий. Похитив
Палладион, герои передали его на сохранение Демофонту, а он в дальнейшем перенес
его в Афины.
Аттический культ Афины чтился в двух святилищах города: в Эрехфее, где стоял
Палладион, то есть древнее деревянное изображение богини, по преданию, упавшее с
неба, и в Парфеноне. Позднее многие города спорили из-за чести обладания этой
святыней. Например, известно что, жители города Аргос хвалились тем, что
настоящий троянский Палладион находится у них, а не в Афинах. По другому
сказанию, в Трое имелось два Палладиона, которые Хриза будто бы принесла Дардану
в приданое; один из них был похищен Одиссеем, а другой взят Энеем в Италию, дабы
служить оплотом величия основываемого там нового города.
Таким образом, Рим обладал своим Палладионом. Он хранился сперва в храме Весты
недоступным для глаз народа, потом был перенесен Гелиогабалом в его храм Солнца.
Изображение Палладиона, в виде статуи архаического характера, по большей части с
копьем и щитом в руках, нередко встречается в античном искусстве,
преимущественно в живописи ваз и на резных камнях, в сценах похищения этой
святыни из Трои. В настоящее время, слово Палладион употребляется для
обозначения вообще всякого предмета, перед которым благоговеют, как перед
приносящим могущество, славу и счастье |