Пеласг (Πελασγ), в греческом
мифотворчестве родоначальник племени пеласгов, эпоним древнейшего населения
Греции. По Гесиоду Пеласг первый человек, рожденный богиней земли Геей в
Аркадии, а за ним появились другие жители, которых он научил делать хижины и
одежды из шкур, питаться желудями (Гесиод, фрагменты, 160). Согласно Аполлодору
сын Зевса и Ниобы, брат Аргоса. У Пеласга и Мелибеи или Киллены родился сын
Ликаон (Аполлодор, II 1, 1; III 8, 1). Когда Данай с дочерьми прибыл в
Пелопоннес, Пеласг принял их и отказался выдать сыновьям Эгипта. В результате
кровопролитной битвы Пеласг был изгнан на север своих обширных владений, а Данай
стал царем Аргоса. Исторические сведения.
Пеласги (Πελασγοί), в древности доисторический народ, населявший эллинскую
территорию. Старейшими сведениями о пеласгах являются отрывочные упоминания в
гомеровском эпосе. По изложению Гомера пеласги были в числе союзников троянцев
(Илиада, II, 840—843); пеласгический Зевс — главное божество Додоны, к которому
обращается с мольбой Ахилл, отправляя Патрокла в битву с троянцами (Илиада, XVI,
233); фессалийский Аргос Гомер называет пеласгическим (Илиада, II, 681);
Одиссей, рассказывая Пенелопе об острове Крит, упоминает пеласгов в числе
племен, из которых каждое говорит на своем языке (Одиссея, XIX, 177). Из этих
данных можно вывести, что племя пеласгов жило в Эпире, Фессалии, на Крите и,
быть может, в Малой Азии, а из упоминаний о нем лишь мимоходом следует
заключить, что оно не играло видной роли и уступало в своем культурном значении
другим греческим народам. От исчезнувшего народа пеласгов осталось только
название области северной Греции — Пеласгиотиды да имя его мифического эпонима,
который был возведен в родоначальники греческой расы. Гесиод перенес пеласгов в
Аркадию только потому, что аркадцы слыли за исконных обитателей Пелопоннеса и
дольше других греческих племен сохранили первобытную простоту нравов и
малокультурность. Автор эпоса Данаид перенес пеласгов в пелопоннесский Аргос и выдумал второго
Пеласга, сына Палайхтона. Гекатей привел имя пеласгов в связь с названием
древней афинской стены вокруг акрополя (Πελασγικόν) и утверждал, что иноземный
народ по имени пеласги пришел в Афины и выстроил стену Акрополя, за что афиняне
уступили ему для местожительства Гимет; но позднее этому народу пришлось
удалиться из Аттики на Лемнос и Имброс, где он существовал под именем пеласгов
еще в V веке до нашей эры. По Гекатею, пеласги были варвары. Геродот признавал
пеласгов, наоборот, за эллинов, утверждая, что в то время, когда афиняне
считались уже эллинами, в их стране поселились пеласги, которые с этого времени
также стали называться эллинами; позднее они были вытеснены афинянами из Аттики
и поселились на острове Лемносе, в Плакии и Скилаке. К пеласгическим племенам Геродот относит ионийцев, афинян, эолийцев, аркадцев,
аргосцев и др. Гелланик признавал пеласгов отдельным народом, жившим в Аргосе.
Когда образовался новый народ данаев, пеласги под начальством царя Пеласга
переселились в Фессалию и существовали там до тех пор, пока не народился новый
народ — эллины. При Девкалионе фтиотийские эллины вытесняли пеласгов из
Фессалии, заставив их перебраться за море в Италию, где они образовали этрусский
народ. По Гелланику пеласги были варвары, Фукидид и Эсхил считали пеласгов
предками эллинов: Фукидид утверждал, что до троянских войн Греция не имела
общего названия, а были отдельные племена, и среди них пеласгическое племя.
Эфор, примыкая к Гелланику, считал родиной пеласгов Аркадию и предполагал, что
весь полуостров назывался Пеласгией. По его мнению, пеласги были воинственным
народом и предпринимали походы на Эпир, Фессалию и Крит, оставляя везде свой
элемент. Из новейших историков одни видят в пеласгах общее название народа,
населявшего доисторическую Грецию, без всякого отпечатка эллинской
национальности; другие признают в них отдельный народ, но без особых признаков
национальности; третьи определяют пеласгов этнографически, считая их то за
эллинов, то за варваров. |