Хранилище мифологии
 

Мифология и история Древней Греции

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Пелоп

Пелоп (Πέλοψ), в греческом мифотворчестве царь и национальный герой Фригии, а затем и Пелопоннеса. Сын Тантала и нимфы Эврианассы, брат Ниобы, супруг Гипподамии, отец Алкафоя, Атрея, Питфея, Трезена, Фиеста, Хрисиппа. Как любимец богов, цapь Сипила во Фригии Тантал, имел доступ к божественным советам и пирам. Такое необычайно высокое положение ввергло полубога Тантала в гордыню и вседозволенность. Убив Пелопа, Тантал пригласил богов на пир и, решив над ними посмеяться, подал им угощение, приготовленное из тела собственного сына. Но олимпийцы поняли обман; разгневанные боги, отвергнув эту нечестивую трапезу, приказали Гермесу вернуть Пелопа к жизни. Гермес выполнил волю богов, погрузив разрозненные члены Пелопа в котел с кипящей водой; юноша вышел из него наделенным необычайной красотой (Пиндар, Олимпийские оды, I 37-50). Только одно его плечо (которое в задумчивости съела Деметра, опечаленная исчезновением дочери Персефоны) пришлось изготовить из слоновой кости; с тех пор у потомков Пелопа на левом плече сохранялось белое пятно. После этого юный Пелоп рос на Олимпе в обществе богов и был любимцем Посейдона. Согласно поэтике Пиндара, Посейдон влюбился в него и унес на Олимп. Там он назначил Пелопа своим постельничим, стал кормить его амбросией, но вскоре бог вернул его на землю, даровав ему колесницу с упряжкой крылатых коней.

После того, как Тантал был обвинен за свое преступление людьми и большинством небожителей, Пелоп должен был покинуть Олимп. Он унаследовал от отца власть над областью Сипила, но, теснимый троянским царем Илом, решил переправиться в Грецию, захватив с собой свои несметные сокровища. В Элиде Пелоп решил добиться руки Гипподамии, дочери Эномая, царя Писы. Эномай, которому была предсказана смерть от руки зятя, заставлял женихов Гипподамии состязаться с ним в беге на колесницах. Он давал своему сопернику преимущество во времени, а затем без труда нагонял его, владея конями Ареса, и поражал ударом копья в спину. К моменту появления Пелопа в Писе Эномаем было убито двенадцать человек; их могилы показывали в Олимпии еще во втором веке нашей эры (Павсаний, VI 21, 9). Согласно одной версии мифа (Пиндар, Олимпийские оды, I 67-88), Пелоп легко выиграл состязание (или похитил Гипподамию) благодаря своим крылатым коням. Более распространен другой вариант мифа, по которому Пелоп воспользовался помощью Миртила, возничего царя Эномая: он пообещал Миртилу, влюбленному в Гипподамию, но не дерзавшему вступить в состязание с Эномаем, половину царства Эномая и обладание Гипподамией в течение одной ночи. Гипподамия, покоренная красотой Пелопа, уговорила Миртила оказать Пелопу содействие. Миртил заменил металлическую чеку в колеснице Эномая восковой, вследствие чего колесница разбилась и Эномай погиб (Аполлодор, II 3-9; Павсаний, VIII 14, 10-12).

Пелоп, который хотел избавиться от соучастника и свидетеля своей бесчестной победы, столкнул Миртила в море. Падая, тот проклял Пелопа и весь его род. За свое вероломство Миртил поплатился жизнью, но и над родом Пелопа нависло проклятие, долгое время преследовавшее его потомков. Это "проклятие Пелопидов" считалось одной из причин трагических испытаний, выпавших на долю сыновей Пелопа - Атрея и Фиеста и их потомков (Софокл, Электра, 504-515; Еврипид, Орест, 988-994). Очищенный Гефестом от убийства, Пелоп унаследовал трон Эномая, а затем распространил свою власть на всю южную Грецию (на Олимпию, Аркадию, Аргос и весь полуостров), которая с тех пор получила название Пелопоннес. У Пелопа было от Гипподамии шесть сыновей. Хрисипп был любимцем отца. Из зависти к нему и по наущениям Гипподамии Атрей и Фиест убили брата и бросили тело его в колодец. Пелоп открыл преступление и изгнал виновных из отечества. Из мифов о Пелопе известно еще сказание о том, как он пригласил для беседы аркадского царя Стимфала, а затем разрубил его на куски. За это преступление всю Грецию постиг голод.

С именем Пелопа в античности связывали установление Олимпийских игр. В Олимпии его потомком, Гераклом, было построено в честь Пелопа святилище, где хранились его кости. На территории Альтиса в Олимпии находился священный участок Пелопа и святилище Гипподамии, в которых совершались ежегодные обряды и жертвоприношения; к состязанию Пелопа с Эномаем возводили бега на колесницах, входившие в программу Олимпийских игр. В мифе о Пелопе широко распространенный мотив похищения невесты или состязания за невесту сплелся с историческими воспоминаниями о древних связях южной Греции с малоазийскими племенами, восходящими к середине второго тысячелетия до нашей эры. Сказания о Пелопе и несчастьях его рода — излюбленные темы греческих трагиков.

Пелопиды (Πελοπίδαι) — потомки Пелопа: Атрей, Агамемнон, Орест и другие легендарные герои античности, с именами которых связано возвышение Аргоса. На сказаниях о Пелопидах сложились многие греческие трагедии.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций