Пелоп (Πέλοψ), в греческом
мифотворчестве царь и национальный герой Фригии, а затем и Пелопоннеса. Сын
Тантала и нимфы Эврианассы, брат Ниобы, супруг Гипподамии, отец Алкафоя, Атрея,
Питфея, Трезена, Фиеста, Хрисиппа. Как любимец богов, цapь Сипила во Фригии
Тантал, имел доступ к божественным советам и пирам. Такое необычайно высокое
положение ввергло полубога Тантала в гордыню и вседозволенность. Убив Пелопа,
Тантал пригласил богов на пир и, решив над ними посмеяться, подал им угощение,
приготовленное из тела собственного сына. Но олимпийцы поняли обман;
разгневанные боги, отвергнув эту нечестивую трапезу, приказали Гермесу вернуть
Пелопа к жизни. Гермес выполнил волю богов, погрузив разрозненные члены Пелопа в
котел с кипящей водой; юноша вышел из него наделенным необычайной красотой
(Пиндар, Олимпийские оды, I 37-50). Только одно его плечо (которое в
задумчивости съела Деметра, опечаленная исчезновением дочери Персефоны) пришлось
изготовить из слоновой кости; с тех пор у потомков Пелопа на левом плече
сохранялось белое пятно. После этого юный Пелоп рос на Олимпе в обществе богов и
был любимцем Посейдона. Согласно поэтике Пиндара, Посейдон влюбился в него и
унес на Олимп. Там он назначил Пелопа своим постельничим, стал кормить его
амбросией, но вскоре бог вернул его на землю, даровав ему колесницу с упряжкой
крылатых коней. После того, как Тантал был обвинен за свое преступление людьми и большинством
небожителей, Пелоп должен был покинуть Олимп. Он унаследовал от отца власть над
областью Сипила, но, теснимый троянским царем Илом, решил переправиться в
Грецию, захватив с собой свои несметные сокровища. В Элиде Пелоп решил добиться
руки Гипподамии, дочери Эномая, царя Писы. Эномай, которому была предсказана
смерть от руки зятя, заставлял женихов Гипподамии состязаться с ним в беге на
колесницах. Он давал своему сопернику преимущество во времени, а затем без труда
нагонял его, владея конями Ареса, и поражал ударом копья в спину. К моменту
появления Пелопа в Писе Эномаем было убито двенадцать человек; их могилы
показывали в Олимпии еще во втором веке нашей эры (Павсаний, VI 21, 9). Согласно
одной версии мифа (Пиндар, Олимпийские оды, I 67-88), Пелоп легко выиграл
состязание (или похитил Гипподамию) благодаря своим крылатым коням. Более
распространен другой вариант мифа, по которому Пелоп воспользовался помощью
Миртила, возничего царя Эномая: он пообещал Миртилу, влюбленному в Гипподамию,
но не дерзавшему вступить в состязание с Эномаем, половину царства Эномая и
обладание Гипподамией в течение одной ночи. Гипподамия, покоренная красотой
Пелопа, уговорила Миртила оказать Пелопу содействие. Миртил заменил
металлическую чеку в колеснице Эномая восковой, вследствие чего колесница
разбилась и Эномай погиб (Аполлодор, II 3-9; Павсаний, VIII 14, 10-12). Пелоп, который хотел избавиться от соучастника и свидетеля своей бесчестной
победы, столкнул Миртила в море. Падая, тот проклял Пелопа и весь его род. За
свое вероломство Миртил поплатился жизнью, но и над родом Пелопа нависло
проклятие, долгое время преследовавшее его потомков. Это "проклятие Пелопидов"
считалось одной из причин трагических испытаний, выпавших на долю сыновей Пелопа
- Атрея и Фиеста и их потомков (Софокл, Электра, 504-515; Еврипид, Орест,
988-994). Очищенный Гефестом от убийства, Пелоп унаследовал трон Эномая, а затем
распространил свою власть на всю южную Грецию (на Олимпию, Аркадию, Аргос и весь
полуостров), которая с тех пор получила название Пелопоннес. У Пелопа было от
Гипподамии шесть сыновей. Хрисипп был любимцем отца. Из зависти к нему и по
наущениям Гипподамии Атрей и Фиест убили брата и бросили тело его в колодец.
Пелоп открыл преступление и изгнал виновных из отечества. Из мифов о Пелопе
известно еще сказание о том, как он пригласил для беседы аркадского царя
Стимфала, а затем разрубил его на куски. За это преступление всю Грецию постиг
голод. С именем Пелопа в античности связывали установление Олимпийских игр. В Олимпии
его потомком, Гераклом, было построено в честь Пелопа святилище, где хранились
его кости. На территории Альтиса в Олимпии находился священный участок Пелопа и
святилище Гипподамии, в которых совершались ежегодные обряды и жертвоприношения;
к состязанию Пелопа с Эномаем возводили бега на колесницах, входившие в
программу Олимпийских игр. В мифе о Пелопе широко распространенный мотив
похищения невесты или состязания за невесту сплелся с историческими
воспоминаниями о древних связях южной Греции с малоазийскими племенами,
восходящими к середине второго тысячелетия до нашей эры. Сказания о Пелопе и
несчастьях его рода — излюбленные темы греческих трагиков. Пелопиды (Πελοπίδαι) — потомки Пелопа: Атрей, Агамемнон, Орест и другие
легендарные герои античности, с именами которых связано возвышение Аргоса. На
сказаниях о Пелопидах сложились многие греческие трагедии. |