Пеплос (πέπλος), в античности
древнегреческая одежда. У Гомера слово пеплос обозначает собой длинную,
достигавшую земли одежду, надевавшуюся прямо на тело и оставлявшую один бок
открытым. Руки также оставались открытыми, вследствие этого эпитетом гречанок
стало слово белорукие (λευκώλενοι). Ткань пеплоса была обыкновенно цветная:
упоминаются шафрановый, ярко-красный и смешанные цвета (ποικίλος πέπλος);
нередко пеплос украшался вышивками. Необходимой принадлежностью пеплоса был пояс
(ζώνη). Снятый пеплос служил подстилкой на сиденьях и на колесницах; в пурпурный пеплос
была завернута золотая урна с прахом Гектора. В послегомеровскую эпоху пеплос
продолжал существовать, но украшался с восточной роскошью, против которой иногда
раздавались протесты со стороны законодателей. Радикальная перемена моды
произошла, по Геродоту, в середине VI века до нашей эры, когда вошли в
употребление ионийские фасоны. Показание Геродота подтверждается данными
керамики: на вазах с черными фигурами (архаический стиль) пеплос — обычная
одежда, на вазах из переходной эпохи (середина VI века до нашей эры) архаическая
одежда встречается в соединении с ионийской, на вазах с красными фигурами
архаический пеплос уже не попадается. В новую эпоху (с V века до нашей эры) слово пеплос утратило свое первоначальное
значение и стало употребляться в неопределенном значении одежды вообще; лишь в
смысле одежды героев, богов и певцов на сцене, а также богини Афины сохранилось
архаическое значение слова. Пеплос богини Афины ежегодно в торжественной
процессии провозился по всему городу в храм богини во время панафиней; подобно
парусу, он прикреплялся к мачтам священного корабля и выставлялся напоказ всему
народу. Над его изготовлением трудились под руководством жриц богини особые
ткачихи, в течение целого года украшая одежду узорным рисунком, изображавшим
битву богов с гигантами, в которой участвовала сама богиня. У римлян пеплосу
соответствовала палла. |