Полиник (Πολυνείκης), в греческом
мифотворчестве сын Эдипа и Иокасты, брат Этеокла, Антигоны и Исмены. По наиболее
древней версии мифа, содержавшейся в эпической поэме "Фиваида", после
саморазоблачения Эдипа сыновья потеряли к нему уважение, и однажды Полиник подал
отцу вино в золотом кубке Лая, напомнившем Эдипу о совершенном им преступлении.
В другой раз братья послали Эдипу не подобающую ему долю мяса. Еврипид добавляет
к этому, что сыновья заточили Эдипа в глубине дворца, чтобы заглушить в людях
воспоминание о своем позорном рождении (Еврипид, Финикиянки, 63-68, 874-877).
Разгневанный Эдип дважды проклял сыновей, завещав им делить наследство с мечом в
руках, пока они не убьют друг друга (Эсхил, Семь вождей, 785-790; Софокл, Эдип у
Колона, 789). Поэтому Полиник условился с Этеоклом, что они будут царствовать в
Фивах поочередно по году, причем нецарствующий должен был проводить этот год в
изгнании. Полиник, как младший, первый удалился и направился в Аргос, где в то время
царствовал Адраст. Женившись на дочери его Аргее, Полиник убедил его предпринять
знаменитый в мифах поход семи вождей против Фив с целью возвращения Полиника в
Фивы (имена семи вождей, по более распространенной версии: Адраст, Полиник,
Тидей, Капаней, Иппомедон, Амфиарай, Парфенопей). Все герои, осаждавшие Фивы,
погибли, кроме Адраста, спасшегося благодаря быстроте своего коня. Этеокл и
Полиник схватились в единоборстве, и оба нанесли друг другу смертельные раны,
после чего аргосское войско обратилось в бегство (Еврипид, Финикиянки,
1339-1424). Еврипид в трагедии "Финикиянки" с известным сочувствием изображает Полиника как
жертву несправедливости, вынудившей его к применению силы. После смерти Этеокла,
ставший царем Креонт запретил совершать обряд погребения Полиника, как
изменника. Антигона, нарушила этот запрет и совершила символические похороны
Полиника, за что поплатилась жизнью. |