Рея ('Ρέα), в
античном мифотворчестве греческая богиня, одна из титанид, дочь Урана и Геи,
супруга Кроноса и мать олимпийских божеств: Зевса, Аида, Посейдона, Гестии,
Деметры и Геры (Гесиод, Теогония, 135). Кронос, боясь, что его лишит власти
кто-либо из его детей, пожирал их сразу после рождения. Рея по совету родителей
спасла Зевса. Вместо рожденного сына она подложила запеленатый камень, который Кронос и проглотил,
а сына в тайне от отца Рея отправила на Крит, на гору Дикта.
Когда Зевс подрос, Рея пристроила сына виночерпием к Кроносу и он
смог подмешать в кубок отца рвотное зелье, освободив своих братьев и сестер. По
одному из вариантов мифа, Рея обманула Кроноса и при рождении Посейдона. Она
спрятала сына среди пасущихся овец, а Кроносу дала проглотить жеребенка,
сославшись на то, что именно его она и родила (Павсаний, VIII 8, 2).
Культ Реи считался одним из весьма древних, но был мало распространен собственно
в Греции. На Крите и в Малой Азии она смешивалась с азиатской богиней природы и
плодородия Кибелой и поклонение ей выступало на более видный план. Специально на
Крите локализировано было предание о рождении Зевса в гроте горы Иды,
пользовавшемся особым почитанием, что доказывается большим числом посвящений,
отчасти весьма древних, в нем найденных. На Крите показывали и гробницу Зевса.
Жрецы Реи назывались здесь куретами и отожествлялись с корибантами, жрецами
великой фригийской матери Кибелы. Им доверила Рея сохранение младенца Зевса;
стуча оружием, куреты заглушали его плач, чтобы Кронос не мог услышать ребенка.
Рея изображалась в матрональном типе, обыкновенно с короной из городских стен на
голове, или в покрывале, большей частью сидящей на троне, близ которого сидят
посвященные ей львы. Атрибутом ее был тимпан (древний музыкальный ударный
инструмент, предшественник литавр). В период поздней античности Рея
отождествлялась с фригийской Великой матерью богов и получила имя Рея-Кибела,
культ которой отличался оргиастическим характером. |