Роза, в древнейших греческих
сказаниях и преданиях, упоминается у Гомера, Гесиода, Сафо. Древнегреческое
название Роза — βρόδον — считают производным от зендского vareda — цветок, что
указывает на родину розы, которой считают древний Иран и Закавказье. Египет
фараонов, древнейшие культуры ассиро-вавилонян и иудеев не знали этого цветка.
По свидетельству Геродота, в V столетии до нашей эры розы были известны в
Вавилоне и в Македонии. Греческие колонисты разнесли розу по всему древнему
культурному миру; кроме Египта, культурой разведения роз более всего славилась
южная Италия. Римские писатели (Вергилий, Колумелла, Гораций) упоминают о розе,
как любимом и распространенном цветке. Издавна роза заняла видное место в
религиозных ритуалах и в народной медицине. Греческие легенды происхождение розы
ставят в связь с мифами об Афродите и об Адонисе: в одном мифе в розовый куст
обратился Адонис, в других розы возникли из капель крови Адониса или крови
Венеры, или из капель пролитого богами нектара. Роза является постоянным
атрибутом Афродиты, чаще всего в виде венка из роз; она служит также атрибутом
Эроса, граций, муз, Флоры. Весной, в мае — в период цветения роз, — были праздники роз в Риме, Капуе и
других итальянских городах. Роза стала эмблемой весны, красоты, любви,
кратковременности житейских благ, девственности, символом возлюбленной, символом
веселья и пиров, роскоши и изнеженности; отсюда эпическое выражение "спать на
розах", которое прилагалось к сибаритам и другим изнеженным народам и лицам.
Классические писатели расточают розе щедрые похвалы; у Анакреона она — "радость
и наслаждение богов и людей", у Филострата — "око земли". С розой сравнивают
лицо, губы, щеки, персты красавиц (чаще всего розоперстая Аврора — у Гомера,
Гесиода, Феокдита, Вергилия и других античных авторов). Поговорка древних:
"часто крапива растет рядом с розой" (urticae proxima saepe rosa est)
перешла к западным народам нового времени. Розы входили в венки при религиозных
процессиях, для украшения храмов и статуй, особенно на свадьбах, как символ
любви и радости; ими украшали головы на пирах, на играх, их бросали к ногам
победителей. Широко распространены были так называемые розарии — поминки по
умершим, когда розами украшали могилы. В древности в духовных завещаниях при
пожертвованиях оговаривали себе или ближним розарии. В классическом искусстве
роза также нашла себе место, например на помпейских фресках, в сценах свадебных
и погребальных, в мозаике и на монетах. |