Селена (Σελήνη), в греческом
мифотворчестве одно из божеств, известное также под именем Мене. Благодаря тому,
что оба имени богини, особенно первое из них, сохраняли в греческом языке свое
нарицательное значение Луны, месяца, подлинный смысл эпитетов и атрибутов Селены
и мифологических рассказов о ней довольно прозрачен. Селена, в греческой
мифологии олицетворение луны, дочь титанов Гипериона и Тейи, сестра Гелиоса и
Эос (Гесиод, Теогония, 371-374). От союза с Зевсом Селена родила Пандию, ее
также обольстил Пан, подарив ей стадо белоснежных ягнят (Вергилий, Георгики, III
391-393). Образ Селены как бы стоит на пороге мифотворческого процесса, который
задерживается в своем развитии реальным представлением о небесном светиле,
носящем то же самое имя. Если бы Луна с раннего времени получила у греков другое
название, и первоначальное, реальное значение имени selene было совершенно
забыто, то богиня Селена наверное явилась бы героиней мифических рассказов и
более многочисленных, и более сложных, и пространных, и, наконец, более
отдаленных по содержанию от известного цикла небесных явлений, как это случилось
с именем Артемиды. Поэты то называют ее сверкающим глазом ночи (Пиндар, Эсхил),
то изображают в виде прелестной женщины на небе, с факелом в руках, ведущей за
собой звезды, когда она выступает в серебристом блеске в пору полнолуния
(Сапфо). Селена — дочь Гипериона, сестра Гелиоса, то есть Солнца; она имеет крылья
и на голове золотой венец, от которого мягкий свет разливается по небу и земле;
она чествуется жертвоприношениями в дни полнолуния; ей посвящен день весеннего
равноденствия, когда она, совершив долгий путь и омывшись в волнах океана,
надевает на себя сверкающие одежды и впрягает в свою колесницу блестящих коней
(Гомеровский гимн, 32). В небесах возлюбленным Селены был сам Зевс; от него она родила Пандию,
которую также чествовали в Афинах около дней весеннего равноденствия; в горной Аркадии другом
Селены был Пан. Наиболее прославленным любимцем Селены был юноша Эндимион,
рассказы о котором приурочены к карийской горе Латму и к Элиде. Некогда юный
охотник или пастух, Эндимион покоится вечным сном в пещере Латма; когда Зевс
предложил юноше на выбор род жизни, Эндимион пожелал бессмертия и вечной юности,
хотя бы и в непробудном сне. Каждую ночь приближается к спящему Селена и,
очарованная, молча любуется красотой юноши (Аполлоний Родосский, IV 54-65). В
Эндимионе, то есть "погружающемся в волны океана", историк Мюллер видит образ
Солнца, которое под конец ночи встречается с Луной. По мнению историка-мирографа
Преллера, это — гений глубокого ночного сна или самой смерти. В Элиде,
древнейшее население которой было родственно жителям Карии, Эндимион почитался
сыном царя Аэолия и счастливым любимцем Селены, которая имела от него пятьдесят
детей (пятьдесят лунных месяцев олимпийского цикла). Селена отождествлялась с
Артемидой и Гекатой и поэтому к ней обращали слова заклятий, желая привлечь
возлюбленного (Феокрит, II 10-12, 49). Считалось, что колдовские манипуляции
особенно действенны при полном сиянии Селены. (Овидий, Метаморфозы, VII
177-183). В Афинах чтили Селену, как мать прорицателя и поэта Мусия. Греческому
божеству Луны, Селене, соответствует римская Диана. |