| Семела (Σεμέλη), в греческом 
мифотворчестве дочь легендарного основателя Фив Кадма и Гармонии, мать Диониса. 
Собственно, Семела — мифологическое имя неизвестного образования, историки 
склоняются к мнению, что имя Семела имеет фригийско-фракийское происхождение и 
означает "земля". Семела принадлежит к циклу фивских легенд о Дионисе. Так как 
Семела, вероятно, была фригийским божеством земли, то миф о рождении Диониса от 
Зевса должен был обеспечить введение в олимпийский пантеон бога, первоначально к 
нему не принадлежавшего. После того как Семела зачала от самого Зевса. Гера, супруга бога-громовержца, в 
гневе на соперницу решила погубить Семелу. Приняв на себя облик Берои, кормилицы 
Семелы, она внушила ей желание убедиться воочию, что ее возлюбленный — 
действительно то божество, за какое выдает себя, а для этого просит 
божественного Зевса явиться ей во всем блеске своего величия, с громом и 
молниями. Вынужденный клятвой исполнить просьбу Семелы, Зевс предстал перед ней 
в пламени перунов; смертная женщина не выдержала небесного огня и сгорела. 
Недоношенный в лоне матери плод, Зевс спас от гибели, вложив его в свое бедро и, 
когда наступило время, произвел на свет Диониса (Гесиод, Теогония, 940-942).
 По варианту более древнему, сохраненному Еврипидом в его трагедии "Вакханки", 
Дионис, уже способный к жизни, вышел из пламени невредимым; колонны царского 
покоя выпустили из себя зеленые ветви плюща, под прохладной сенью которого и 
спасся ребенок (Еврипид, Вакханки, 1-9, 88-98, 286-297). Когда сын Семелы, после 
длинного ряда подвигов, стал небожителем, он, подобно Гераклу, снизошел в 
преисподнюю, подкупил миртом Персефону, и, торжествуя победу над силами ада, 
вывел оттуда Семелу, которая с того времени заняла место на Олимпе в кругу 
богов, под новым именем Фионы (Пиндар, Олимпийские оды, II 25-28; Павсаний, II 
37, 5). Она была, как одна из менад, постоянной спутницей божественного сына, в 
священных ли таинствах, или в веселых торжественных странствованиях по земле. 
Зевс даровал своей бывшей возлюбленной бессмертие. Беотийские поэты Гесиод и 
Пиндар упоминают о Семеле, как о бесспорной небожительнице. |