Семела (Σεμέλη), в греческом
мифотворчестве дочь легендарного основателя Фив Кадма и Гармонии, мать Диониса.
Собственно, Семела — мифологическое имя неизвестного образования, историки
склоняются к мнению, что имя Семела имеет фригийско-фракийское происхождение и
означает "земля". Семела принадлежит к циклу фивских легенд о Дионисе. Так как
Семела, вероятно, была фригийским божеством земли, то миф о рождении Диониса от
Зевса должен был обеспечить введение в олимпийский пантеон бога, первоначально к
нему не принадлежавшего. После того как Семела зачала от самого Зевса. Гера, супруга бога-громовержца, в
гневе на соперницу решила погубить Семелу. Приняв на себя облик Берои, кормилицы
Семелы, она внушила ей желание убедиться воочию, что ее возлюбленный —
действительно то божество, за какое выдает себя, а для этого просит
божественного Зевса явиться ей во всем блеске своего величия, с громом и
молниями. Вынужденный клятвой исполнить просьбу Семелы, Зевс предстал перед ней
в пламени перунов; смертная женщина не выдержала небесного огня и сгорела.
Недоношенный в лоне матери плод, Зевс спас от гибели, вложив его в свое бедро и,
когда наступило время, произвел на свет Диониса (Гесиод, Теогония, 940-942).
По варианту более древнему, сохраненному Еврипидом в его трагедии "Вакханки",
Дионис, уже способный к жизни, вышел из пламени невредимым; колонны царского
покоя выпустили из себя зеленые ветви плюща, под прохладной сенью которого и
спасся ребенок (Еврипид, Вакханки, 1-9, 88-98, 286-297). Когда сын Семелы, после
длинного ряда подвигов, стал небожителем, он, подобно Гераклу, снизошел в
преисподнюю, подкупил миртом Персефону, и, торжествуя победу над силами ада,
вывел оттуда Семелу, которая с того времени заняла место на Олимпе в кругу
богов, под новым именем Фионы (Пиндар, Олимпийские оды, II 25-28; Павсаний, II
37, 5). Она была, как одна из менад, постоянной спутницей божественного сына, в
священных ли таинствах, или в веселых торжественных странствованиях по земле.
Зевс даровал своей бывшей возлюбленной бессмертие. Беотийские поэты Гесиод и
Пиндар упоминают о Семеле, как о бесспорной небожительнице. |