| Серапис (Σέραπις), в античности 
один из богов эллинистического мира. Культ Сераписа как бога столицы Египта 
Александрии был введен основателем династии Птолемеев в Египте Птолемеем I 
Сотером в III веке до нашей эры при содействии египетского жреца Манефона и 
афинянина жреческого рода Тимофея. Новое божество было создано для сближения 
египетского и греческого населения Египта на религиозной почве, однако почитание 
его распространилось преимущественно в греко-римской, а не египетской среде. Сераписа изображали в виде мужчины средних лет, с прической и бородой Зевса, со 
скипетром в руках и орлом у ног, часто на троне; иногда, как у Плутона, волосы 
его ниспадают на лоб, и у ног его Цербер. На голове — корзина, символ обилия, а 
иногда повязка и лучи или цветок лотоса. Сераписа, таким образом, отождествляли 
с Зевсом, Плутоном и Асклепием. Его греческая внешность была причиной быстрого 
распространения его культа по греко-римскому миру во время увлечения восточными 
религиями. Триада из Сераписа, Исиды и Гарпократа совершенно соответствовала 
триаде из Осириса, Исиды и Гора. Культ Сераписа проник и в Афины; у подножия 
акрополя возник храм этого бога. В Беотии он появился в 216 году до нашей эры; 
на Делосе был Серапеум, надписи которого восходят к началу II века до нашей эры: 
а в Смирне и Галикарнасе Серапису поклонялись уже в III столетии до нашей эры.
 В образе и имени Сераписа были соединены популярные египетские боги Осирис и 
Апис (первоначально произносилось Осарапис). Подобно Апису и Осирису, он являлся 
богом плодородия, был связан с загробным культом, считался богом мертвых. 
Серапис был объявлен повелителем стихий и явлений природы, ему были приданы 
функции водного божества, владыки наводнений (в этом качестве он сближался с 
Посейдоном, изображения Сераписа помещали на носах кораблей) и бога солнца (что 
повлекло его отождествление с Аполлоном). Отождествляли Сераписа и с Зевсом. 
Серапис почитался как спаситель от несчастий, предсказатель будущего, целитель 
больных. Иконография Сераписа чужда египетской традиции и напоминает образы 
Плутона и Зевса. Догмат Сераписа, будучи, в общем, осирисовым, имел более 
пантеистический характер. Серапис — принцип влаги, источник производительности, 
мужской принцип природы. Известна приближающаяся к монотеизму формула: "Серапис 
— единый Зевс". Праздники и мистерии в честь Сераписа-Осириса, описанные Апулеем, 
производили потрясающее впечатление на их адептов. |