Сизиф (Σίσιφος), в греческом
мифотворчестве сын царя Эола и Энареты, внук Эллина, брат Кретея, Афаманта,
Салмонея и других героев, супруг плеяды Меропы, отец Главка, дед Беллерофонта
(Аполлодор, I 7, 3; I 9, 3; Павсаний, IX 34, 7). Сизиф царствовал в построенном
им городе Эфире, впоследствии переименованном в Коринф, (Гомер, Илиада, VI 153)
и был основателем истмийских игр. По одной из версий мифа, власть в Коринфе
Сизифу передала Медея (Павсаний, II 3, 11). Сизиф был олицетворением мудрости,
изобретательности, хитрости; этими же качествами отличаются его потомки (Главк,
Беллерофонт, Одиссей), а жители основанного им города известны как
предприимчивые мореплаватели и как хитрый, бойкий народ. Мифы рисуют Сизифа
хитрецом, способным обмануть даже богов и вступающим с ними в конфликты. Когда
Зевс похитил дочь речного бога Асопа Эгину, Сизиф назвал отцу имя похитителя и
указал место, где она была укрыта, и за это потребовал, чтобы Асоп дал воду
основанному Сизифом храму и городу (Аполлодор, I 9, 3; III 12, 6). Разгневанный
Зевс послал за Сизифом бога смерти Танатос, но Сизиф не только не пошел за ним,
но, обманув, сумел заковать Танатоса в цепи и держал в плену несколько лет,
поэтому люди не умирали. Только после вмешательства Ареса (по некоторым источникам Аида) Танатос был
освобожден из оков и в свою очередь одолел Сизифа, который, однако, успел до
наступления своего смертного часа приказать жене оставить его без погребения и
не совершать погребальных возлияний в расчете, что ему будет разрешено вернуться
на землю (Феогнид, 701). В аиде Сизиф умолил Персефону разрешить ему вернуться
на землю, чтобы наказать жену, нарушившую священные обычаи. Муж Персефоны Аид
поддался на его хитрость и отпустил Сизифа, но он обманул владык подземного
царства Аида и Персефону, остался среди живых и не думал возвращаться в аид.
Сизиф много лет прожил на земле, прежде чем разгневанные боги послали за ним
Гермеса (Гомер, Илиада, VI 153). Одна из послегомеровских версий мифа считает не Лаэрта, а Сизифа отцом Одиссея.
По преданию, у Сизифа было прекрасное стадо, скот из которого начал воровать
сосед Автолик. Автолик умел менять внешний вид животных и поэтому, хотя Сизиф и
подозревал его, доказать ничего не мог. Тогда Сизиф вырезал у всех своих коров
на нижней стороне копыта особый знак. Ночью Автолик опять угнал скот, а утром
Сизиф всем показал отпечатки копыт на дороге. Толпа возмущенных соседей
отправилась к Автолику и, пока во дворе кипела ссора, Сизиф вошел в дом и силой
взял дочь Автолика Антиклею. Таким образом Антиклея забеременела и от этой связи
родился Одиссей (Еврипид, Ифигения, 524; Софокл, Филоктет, 417)
Традиция рисует Сизифа хитрым стяжателем, презирающим законы богов и людей.
Ненавидя своего брата Салмонея, Сизиф замыслил убить его и запросил оракул
Аполлона, как это совершить. Оракул ответил, что Салмонея могут погубить только
дети его дочери Тиро, если они родятся от Сизифа. Тогда Сизиф стал любовником
Тиро, и от этой связи родились близнецы. Предупрежденная оракулом Тиро, чтобы
спасти отца, убила своих детей (Гигин, Фабулы, 60). Кроме того, Сизиф совершал
беззаконные набеги на Аттику, нападал на путников и убивал их, придавливая
огромным камнем. За свои преступления Сизиф сурово наказан в аиде. Он должен
вкатывать в гору тяжелый камень, который, достигая вершины, срывается вниз, так
что всю работу надо начинать сначала (Гомер, Одиссея, XI 593 след.). Это
наказание символизирует тщетность попыток Сизифа одержать верх над богами. В
лице Сизифа в связи с его посмертным наказанием греческий миф изобразил бессилие
человека в его тщетных попытках путем хитрости и тонкости ума перейти границы
познаваемого; наказание Сизифа есть наказание беспокойного ума, который, думая,
что он вот-вот достиг предела своих стремлений, снова падает в бездну незнания. Сизиф считался основателем Истмийских игр, учрежденных им в честь племянника
Меликерта, тело которого он нашел на берегу близ Коринфа и похоронил (Гигин,
Фабулы, 273). В Коринфе существовали культ и святилище Сизифа (Диодор, XX 103;
Страбон, VIII 6, 21). Образ Сизифа, хитрого, корыстолюбивого героя, отражает
представления греков о жителях крупнейшего торгового центра материковой Греции -
Коринфа. Другая мифологическая традиция рисует Сизифа героем-богоборцем,
противостоящим своей изворотливостью произволу богов. Миф о Сизифе нашел
отражение в трагедиях Эсхила, Еврипида, Софокла и в произведениях
изобразительного искусства. Гробницу Сизифа показывали на Истме (на Коринфском
перешейке); у источника на Акрокоринфе Пирены находился его храм Героон. |