Скиф, в греческом мифотворчестве
младший сын змеехвостой девы Ехидны, от Геракла, которую он встретил, когда
перегонял коров Гериона. Дева похитила у Геракла коней и согласилась вернуть их,
если только герой станет ее супругом. Геракл с неохотой согласился и трижды
поцеловал ее. Дева заявила, что беременна тремя сыновьями и стала спрашивать
Геракла, что ей делать с ними, когда они вырастут. Геракл посоветовал ей того
сына, который сможет согнуть его лук и подпоясаться как он, сделать правителем
ее страны. Он отдал деве свой лук и пояс, с которого свисала золотая чаша, и
пошел своей дорогой. Дева действительно родила тройню: Агафирса, Гелона и Скифа.
Двое первых, когда выросли, не смогли справиться с заданием отца и мать прогнала
их. Скиф согнул лук и подпоясался как Геракл. Так он стал царем скифов (Геродот,
История, IV, 5).
По иной версии мифа, возлюбленным девы-змеи Ехидны был Зевс, а когда ее сыновья
выросли, с неба упало четыре золотых предмета: плуг, ярмо, секира и чаша.
Агафирс и Гелон не смогли даже прикоснуться к дарам - золото жгло им руки. Скиф
спокойно собрал сокровища и братья добровольно уступили ему царство (Диодор
Сицилийский, II, 43).
Наиболее важным источником о мифологии скифов по объему сведений и по степени их
достоверности является IV книга сочинения Геродота "История", где приведены
данные о структуре скифского пантеона (IV 59) и рассказаны две версии так
называемой легенды о происхождении скифов (IV 5-10) - единственного скифского
мифа, дошедшего до нас в более или менее развернутом виде. Еще одна редакция
того же мифа сохранена Диодором Сицилийским, а фрагменты, восходящие к не
сохранившимся его пересказам и содержащие моменты, не отраженные в других
версиях, имеются в поэме "Аргонавтика" римского поэта I века до нашей эры
Валерия Флакка и в греческой надписи, место находки которой неизвестно (Inscriptiones
Graecae XIV 1293, 94-97). Отдельные фрагменты скифских мифов встречаются также в
сочинениях Страбона, Плиния Старшего, Элиана и других античных авторов. |