Сперхий (Σπεχηγς), в греческом
мифотворчестве речной бог в Фессалии, сын Океана и Тефиды, от данаиды Полидоры у
него был сын Дриоп (Гесиод, теогония, 367). Этимология имени Сперхий указывает
на быстроту (Σπεχηγς в переводе стремительный), характерный признак водного
потока. Сперхий являлся древним стихийным божеством, генеалогически, однако,
связанным уже с героической мифологией. Сперхий, как супруг Полидоры, был зятем
Пелея. В гомеровском эпосе сыном Сперхия был троянский герой Менесфей (Гомер,
Илиада, XVI 173-176). Ахилл обещал посвятить Сперхию свои волосы, если вернется
невредимым на родину. Ахилл покинул Фессалию еще ребенком, и поэтому не смог по
обычаю в день совершеннолетия принести свои волосы в дар речному богу. Свои
волосы Ахилл принес в жертву Патроклу во время погребального обряда погибшего
друга (Гомер, Илиада, XXIII 141-151). Исторические сведения.
Фессалия (Θεσσαλία), в древности земля, расположенная на северо-востоке Эллады,
славилась своими водными источниками и бурными реками. Из притоков самой крупной
реки Фессалии Пенея значительнейшими были Эвроп с левой стороны и Апидан с
Энипеем — с правой. К западу от Магнезийского горного побережья, на котором
возвышались Осса и Пелион, простиралась самая низменная часть Фессалии, с
озерами Нессонийским и Бойбейским, которые при разливе реки Пенея выходили из
берегов, затопляя окрестную равнину. Обилие рек, болот и озер уже в древности
привело к мысли, что первоначально страна была покрыта водой, которая позднее,
по мнению древних греков, ушла в землю через образовавшуюся от землетрясения
расселину. Быть может, то же богатство земных вод было причиной того, что
сказание о Девкалионе и всемирном потопе приурочивалось к Фессалии. Население
Фессалии по языку принадлежало к той диалектической группе, которая называется
северо-восточной и к которой в глубокой древности принадлежали беотийцы,
лесбийцы, аркадяне и киприйцы. |