Талфибий, в греческом
мифотворчестве вестник, спартанец, вместе с Эврибатом был глашатаем у
Агамемнона, выполняя его поручения. Талфибий вместе с Одиссеем и Менелаем
собирал войско на Троянскую войну. Гомер повествует о том, что по приказу
Агамемнона Талфибий похитил Брисеиду из шатра Ахилла, а в трагедии Еврипида
описывается, что глашатай Агамемнона силой отобрал у Андромахи сына Астианакта и
известил троянскую царицу Гекубу о том, что ее дочь Поликсена будет принесена в
жертву. По мнению Аполлодора, изложенному в его сочинении "Библиотека", Талфибий с
Одиссеем привез в Авлиду Ифигению. После войны Талфибий благополучно вернулся в
Грецию и умер в своей родной Спарте (Аполлодор, III 22; Гомер, Илиада, I 320;
Еврипид, Троя, 235-277). В Спарте находилось святилище Талфибия - покровителя
глашатаев, считавшихся его потомками и выступавших в качестве послов от имени
государства (Павсаний, III 12, 7, Геродот, VII 134). Исторические сведения.
Спарта (Σπάρτη) в древние времена была главным городом Лаконии. Полное
завоевание земель Лаконии поставило Спарту лицом к лицу с сильными соседями: на
севере с аркадской Тегеей, на северо-востоке — с Аргосом, у которого спартанцы
стремились отнять Кинурию и остров Киферу, на западе — с Мессенией. С ними
Спарта уже очень рано вступает в упорную борьбу, около VIII века до нашей эры.
Особенно удачно шла борьба с Мессенией, привлекавшей спартанцев изобилием
плодородных земель. Завоеваниями и объясняется выработка в Спарте особого склада
жизни. Чтобы удержать в повиновении численно превосходную массу илотов и
периэков (рабов и землепашцев), спартанцам необходимо было развить в себе
постоянную боевую готовность. Чтобы не быть захваченными врасплох и
перерезанными поодиночке, спартанцы сконцентрировались на жизни в городе, а это
лишало их возможности заниматься хозяйством. Так утвердился взгляд, что
спартанец не смеет заниматься трудом, дающим доход. Подготовка к бою, военная
служба и участие в государственном управлении стали считаться тогда единственно
достойными спартанца занятиями. Направляя всех к одной цели — к выработке из
граждан хороших воинов, государство мало-помалу совершенно стесняет личную
свободу и подчиняет своему контролю всю жизнь граждан. С тех пор одной из
специфических особенностей Спарты становится поглощение личности государством,
стремящимся к сохранению гражданского равенства и простоты в образе жизни, как
необходимых условий для развития воинских доблестей. Этими чертами объясняется
та симпатия, которой пользовалась Спарта у некоторых представителей крайних
направлений в новое время. Для достижения своей цели государство начинает
отбирать у граждан детей и с семи лет воспитывает их под надзором выбиравшихся
из лучших семей пэдономов в особых отрядах, где все внимание сосредоточивается
на физическом развитии детей, на закаливании их и развитии ловкости,
находчивости и дисциплины. |