Тидей (Τυδεύς), в греческом
мифотворчестве сын калидонского царя Ойнея, отец Диомеда, один из союзников
Полиника в походе против Фив. Вследствие совершенного им убийства во время охоты
своего брата, Тидей бежал в Аргос к Адрасту, который очистил его от
преступления. К царю Аргоса в это же время прибывает изгнанный из Фив Полиник.
Согласно версии, встречающейся у Еврипида (Семеро против Фив, 131-150;
Финикиянки, 408-423), между Тидеем и Полиником возникает ссора. Адраст,
застигнув противников с оружием в руках, мирит их и выдает за них замуж двух
своих дочерей; Тидею Адраст отдал в жены дочь свою Деифилу. Тидей становится
участником похода семерых против Фив. Гомер в "Илиаде" рассказывает о некоем посольстве Тидея в Фивы, во время
которого он побеждает в состязании многих кадмейцев. Аполлодор об этом событии
повествует так, что Тидей возглавил посольство к Этеоклу с требованием отречься
от престола в пользу Полиника. Получив решительный отказ, Тидей стал вызывать на
поединок поочередно всех вождей и каждый раз выходил победителем. Этеокл был вне
себя и приказал пятидесяти воинам убить Тидея из засады. Тидей перебил всех
нападавших и лишь Меонта отпустил, чтобы тот мог сообщить в Фивах о случившемся.
Вероятно, к этому эпизоду относится также убийство Тидеем Исмены у городского
колодца. Древняя традиция изображает Тидея человеком невысокого роста,
подчеркивает его воинственный пыл и дикую свирепость. Он не желает слушать
никаких уговоров Амфиарая, предостерегающего вождей от битвы, и рвется в бой
(Эсхил, Семь вождей, 377-394).
В решающем сражении фиванский полководец Меланипп смертельно ранит Тидея, но тот
перед смертью успевает убить противника. Афина, увидев своего любимца
полумертвым, поспешила к Зевсу, чтобы выпросить у него живительный элексир.
Амфиарай, ненавидевший Тидея, отрубил голову у поверженного Меланиппа и положил
ее на грудь раненого Тидея. Тот начал жадно высасывать мозг из черепа Меланиппа,
на что и рассчитывал Амфиарай, зная дикий нрав Тидея. Ужаснувшаяся зверской
жестокости Тидея, Афина вылила элексир и с отвращением покинула его (Аполлодор,
III 6, 8). |