Убежища (άσυλα), в Древней Греции
принадлежали к явлениям сакрального права (άσυλα = sacrosanctus): этим именем
назывались святилища, считавшиеся неприкосновенными со всем принадлежащим им
имуществом (алтарями, статуями богов, драгоценностями и прочими вещами). Даже во
время военных действий храмы считались неприкосновенными, вследствие чего они
служили государственными сокровищницами и даже местом сбережения частного
имущества. Они служили также убежищами для преследуемых, ищущих помощи и защиты
и даже преступников: увести силой от статуи бога или алтаря лицо, ищущее защиты,
считалось преступлением. Исключения допускались по отношению к лицам,
подвергнутым атимии или осужденным на смерть, хотя в Спарте щадили и таких лиц.
Неприкосновенным считался человек и в том случае, если он, выходя из храма,
поддерживал осязаемую связь с алтарем. Так, приверженцы Килона, искавшие
спасения в храме Афины, сочли безопасным выйти из храма, держась за веревку,
привязанную к подножию статуи, и были вне опасности до тех пор, пока веревка у
храма Евменид не оборвалась случайно: только тогда подсудимые были объявлены вне
религиозного закона и перебиты (Плутарх, О позднем наказании безбожника, 12).
Бывали случаи нарушения этого священного права, но в общем святыня убежища
считалась ненарушимой, и если случайные нарушения не карались законом, то
потому, что верили в возмездие со стороны оскорбленного божества.
К таким нарушениям права убежища относились не только насильственный захват, но
и всякие меры, направленные к тому, чтобы ищущий защиты оставил убежище, как то:
умышленно произведенный по соседству с храмом пожар, запрет приносить в храм
пищу, преграждение выхода из храма. Ищущим защиты предоставлялись особые льготы,
в том числе: право выхода из убежища с условием сохранения неприкосновенности,
право долгого пребывания в черте убежища. Некоторые святилища в последнем
отношении представляли большие преимущества благодаря просторному помещению, и
случалось, что икеты (просящие защиты) жили по нескольку лет в храме, пока им
позволяли средства. Так, спартанский царь Плейстонакт прожил в асиле Зевса Ликея
при Мегалополе девятнадцать лет, сын его Павзаний II, осужденный на смерть за
уклонение от битвы с фиванцами в 395 году до нашей эры и заключение с ними
постыдного для Спарты перемирия, жил до смерти при храме Афины Алеи в Тегее.
Пространство убежища, считавшееся неприкосновенным, иногда бывало весьма
значительно: так, храм Артемиды в Гиерокесарее располагал неприкосновенным
участком площадью в две римские мили; в Эфесе участок убежища занимал часть
города. Некоторые святилища преимущественно перед другими пользовались правом защиты в
самых широких размерах, так что всякий прибегавший к ним находился в
безопасности от своих преследователей на всем священном пространстве. Такое
всеобщее признание за святилищем права убежища достигалось путем дипломатических
сношений, о чем свидетельствует ряд эпиграфических документов. К числу подобных
привилегированных асилов относятся святилища, получившие особую санкцию от
африктионий, оракулы и отдельные храмы, такие, как: храм Афины Алеи в Тегее,
Посейдона на Калаврии (сюда бежал и здесь умер Демосфен, преследуемый
македонской партией) и на Коринфском перешейке, Афины Халкиойки в Спарте, Зевса
Ликея в Аркадии, Ганимеда в Флиунте, Гелики в Ахее, Амфиарая в Оропе, Аполлона
на Делосе и в беотийской Акрайфии, Асклепия на Косе и в Эпидавре, Геры в Аргосе
и на Самосе, Тезея в Афинах (сюда спасались рабы от жестокого обращения господ),
Эвменид в Афинах и другие святилища. В эллинистическую эпоху одним из наиболее
известных убежищ считался храм Кабиров на острове Самофракия. С середины III
века до нашей эры право убежища свободно предоставлялось целым городским округам
в политических целях, чем достигалась их нейтрализация и неприкосновенность в
случаях нападений и завоеваний. Римляне первоначально с полной охотой давали право убежища отдельным храмам, но
так как сюда скрывались от кары закона действительные преступники и
правонарушители, то Тиберий в 22 году поручил сенату пересмотреть список храмов,
имевших право убежища, в результате чего это право в значительной степени было
сокращено и тем святилищам, за которыми оно было сохранено, было предписано
пользоваться им в законных границах. По Тациту (Анналы, III, 60) это право
получили: Эфес с храмом Артемиды, Магнезии с храмом Артемиды Левкофриены,
Афродисиада с храмом Афродиты, Стратоникея с храмом Зевса Панемера и Гекаты,
Гиерокесарея с храмом Артемиды, Кипр с храмами Афродиты (в Пафосе и Амафунте) и
Зевса (Саламин), Пергам с храмом Асклепия, Смирна с храмом Афродиты, Тенос с
храмом Посейдона, Сарды и Милет с храмами Аполлона и Артемиды и Крит.
Упоминается, кроме того, ряд и других убежищ, к которым, между прочим, отнесены
все храмы и капеллы правящих императоров в Италии и провинциях. В Риме было
известное убежище Ромула (Вейовиса) на Капитолии, между его вершинами, в дубовой
роще: по преданию, оно было основано с целью увеличения числа граждан нового
города. При Августе было открыто новое убежище при храме Юлия Цезаря. Право
убежища языческих храмов впоследствии перешло и на христианские церкви. |