Хранилище мифологии
 

Мифология и история Древней Греции

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Убежища

Убежища (άσυλα), в Древней Греции принадлежали к явлениям сакрального права (άσυλα = sacrosanctus): этим именем назывались святилища, считавшиеся неприкосновенными со всем принадлежащим им имуществом (алтарями, статуями богов, драгоценностями и прочими вещами). Даже во время военных действий храмы считались неприкосновенными, вследствие чего они служили государственными сокровищницами и даже местом сбережения частного имущества. Они служили также убежищами для преследуемых, ищущих помощи и защиты и даже преступников: увести силой от статуи бога или алтаря лицо, ищущее защиты, считалось преступлением. Исключения допускались по отношению к лицам, подвергнутым атимии или осужденным на смерть, хотя в Спарте щадили и таких лиц. Неприкосновенным считался человек и в том случае, если он, выходя из храма, поддерживал осязаемую связь с алтарем. Так, приверженцы Килона, искавшие спасения в храме Афины, сочли безопасным выйти из храма, держась за веревку, привязанную к подножию статуи, и были вне опасности до тех пор, пока веревка у храма Евменид не оборвалась случайно: только тогда подсудимые были объявлены вне религиозного закона и перебиты (Плутарх, О позднем наказании безбожника, 12). Бывали случаи нарушения этого священного права, но в общем святыня убежища считалась ненарушимой, и если случайные нарушения не карались законом, то потому, что верили в возмездие со стороны оскорбленного божества.

К таким нарушениям права убежища относились не только насильственный захват, но и всякие меры, направленные к тому, чтобы ищущий защиты оставил убежище, как то: умышленно произведенный по соседству с храмом пожар, запрет приносить в храм пищу, преграждение выхода из храма. Ищущим защиты предоставлялись особые льготы, в том числе: право выхода из убежища с условием сохранения неприкосновенности, право долгого пребывания в черте убежища. Некоторые святилища в последнем отношении представляли большие преимущества благодаря просторному помещению, и случалось, что икеты (просящие защиты) жили по нескольку лет в храме, пока им позволяли средства. Так, спартанский царь Плейстонакт прожил в асиле Зевса Ликея при Мегалополе девятнадцать лет, сын его Павзаний II, осужденный на смерть за уклонение от битвы с фиванцами в 395 году до нашей эры и заключение с ними постыдного для Спарты перемирия, жил до смерти при храме Афины Алеи в Тегее. Пространство убежища, считавшееся неприкосновенным, иногда бывало весьма значительно: так, храм Артемиды в Гиерокесарее располагал неприкосновенным участком площадью в две римские мили; в Эфесе участок убежища занимал часть города.

Некоторые святилища преимущественно перед другими пользовались правом защиты в самых широких размерах, так что всякий прибегавший к ним находился в безопасности от своих преследователей на всем священном пространстве. Такое всеобщее признание за святилищем права убежища достигалось путем дипломатических сношений, о чем свидетельствует ряд эпиграфических документов. К числу подобных привилегированных асилов относятся святилища, получившие особую санкцию от африктионий, оракулы и отдельные храмы, такие, как: храм Афины Алеи в Тегее, Посейдона на Калаврии (сюда бежал и здесь умер Демосфен, преследуемый македонской партией) и на Коринфском перешейке, Афины Халкиойки в Спарте, Зевса Ликея в Аркадии, Ганимеда в Флиунте, Гелики в Ахее, Амфиарая в Оропе, Аполлона на Делосе и в беотийской Акрайфии, Асклепия на Косе и в Эпидавре, Геры в Аргосе и на Самосе, Тезея в Афинах (сюда спасались рабы от жестокого обращения господ), Эвменид в Афинах и другие святилища. В эллинистическую эпоху одним из наиболее известных убежищ считался храм Кабиров на острове Самофракия. С середины III века до нашей эры право убежища свободно предоставлялось целым городским округам в политических целях, чем достигалась их нейтрализация и неприкосновенность в случаях нападений и завоеваний.

Римляне первоначально с полной охотой давали право убежища отдельным храмам, но так как сюда скрывались от кары закона действительные преступники и правонарушители, то Тиберий в 22 году поручил сенату пересмотреть список храмов, имевших право убежища, в результате чего это право в значительной степени было сокращено и тем святилищам, за которыми оно было сохранено, было предписано пользоваться им в законных границах. По Тациту (Анналы, III, 60) это право получили: Эфес с храмом Артемиды, Магнезии с храмом Артемиды Левкофриены, Афродисиада с храмом Афродиты, Стратоникея с храмом Зевса Панемера и Гекаты, Гиерокесарея с храмом Артемиды, Кипр с храмами Афродиты (в Пафосе и Амафунте) и Зевса (Саламин), Пергам с храмом Асклепия, Смирна с храмом Афродиты, Тенос с храмом Посейдона, Сарды и Милет с храмами Аполлона и Артемиды и Крит. Упоминается, кроме того, ряд и других убежищ, к которым, между прочим, отнесены все храмы и капеллы правящих императоров в Италии и провинциях. В Риме было известное убежище Ромула (Вейовиса) на Капитолии, между его вершинами, в дубовой роще: по преданию, оно было основано с целью увеличения числа граждан нового города. При Августе было открыто новое убежище при храме Юлия Цезаря. Право убежища языческих храмов впоследствии перешло и на христианские церкви.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций