Хранилище мифологии
 

Мифология и история Древней Греции

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Убиения

Убиение детей было весьма распространенным явлением в первобытных обществах. Главным стимулом служит скудость средств существования и опасение, что дети явятся излишним бременем на бюджете родителей. В то же время известны массы первобытных народностей, и вовсе не знающих этого института. Самая форма исполнения убиения говорит против теории жестокости: убиваются обыкновенно дети сразу или во всяком случае очень скоро после рождения. Точно так же убиения уродцев и двойников (чаще всего одного из пары) являются фактами особого порядка. Новорожденный с анатомическим уродством не потому убивался, что он в дальнейшем явится негодным членом общины, а потому, что он сплошь и рядом рассматривался людьми как продукт зачатия от демонического существа. Точно так же один из родившихся двойников у некоторых древних племен рассматривался как продукт подобного вмешательства демонических сил при зачатии, доказательством чего может служить то, что, например, у некоторых современных африканских народностей женщина, родившая двойню, вынуждена была бежать в убежище или убежищный город, как нечистая. Необходимо выделить из древнего обычая убиения детей ритуал приношения в жертву детей у семитических народов (финикиян, карфагенян и других малоазиатских племен), генезис которого тот же, что и человеческих жертвоприношений вообще.

Следовательно, рассматривая вопрос убиения младенцев в различные времена и у разных племен и народов, речь идет об убиении детей из сознания невозможности прокормить их в будущем или невозможности крайне обременить себя при бродячем образе жизни чрезмерным количеством беспомощных существ. В этом нет ничего чрезвычайного для современного цивилизованного человека. Руссо отдал своих детей в воспитательный дом, где гибель детей имеет столько же шансов, сколько гибель детей, бросаемых невозбранно бедным населением Китая по большим дорогам и поблизости воды в надежде, что какой-нибудь добрый человек подберет их. Подкидыши, наконец, во всем мире вполне обычное явление. Но то, чего не знает варвар, а между тем хорошо знакомо современному культурному человеку, — это нежелание иметь детей при наличности средств к их прокормлению; варвар не знает ученой системы наших состоятельных классов о перенаселении, системы предупреждения, грозящей стать обычным спутником цивилизации.

Не приходится поэтому удивляться, что убиение детей находили не только у первобытных племен во всех частях света, но и у многих исторических народов древности. Его знало законодательство Греции, его столь же ревностно проповедовали древние философы, Платон и Аристотель, в своих идеальных государствах, как проповедуют неомальтузианизм некоторые публицисты и экономисты нашего времени. В Спарте каждый ребенок подвергался осмотру старейшин филы, и, если он оказывался слабым или уродливым, его бросали в специально установленном "месте для оставления детей" или, как в некоторых филах практиковалось, просто бросали младенцев со скалы в пропасть. В Риме это бросание детей производилось у так называемого Молочного столба, а убиение уродцев и младших дочерей допускалось по закону, приписывавшемуся еще Ромулу. В Риме и Греции даже в позднейшее время общество и закон относились весьма снисходительно к бросанию детей, особенно девочек. Обычай этот существовал и в Египте, судя по закону относительно избиения еврейских младенцев; был широко распространен у арабов, вплоть до VII века нашей эры, судя по появлению в Коране специального запрета "убивать детей из опасения впасть в нищету". Знали его германцы, которые топили своих детей, кельты, пускавшие их на щите по течению воды, поляки, которые еще в XII веке всегда убивали уродливых детей; знали его и балтийские славяне, пруссы, этруски, скифы и многие другие древние народности. Некоторые писатели пытались констатировать даже нормы убиения детей у первобытных народов. Мак-Ленан приводил факты в пользу того, что главным образом убивались девочки, и в этом даже видел источник брака захватом. Новейшие данные не совсем подтверждают этот факт, так как у многих племен мальчики убиваются наравне с девочками, а у некоторых даже предпочтительно мальчики (например, на острове Тикония).

Географ Кулишер собрал факты относительно нормы численности оставляемых в живых детей в соответствии с условиями существования. У эскимосов, например, в каждой семье число детей не превышает двух, остальные убиваются без различия пола. В некоторых частях Австралии третья девочка, и часто даже уже вторая убивалась. На некоторых из Каролинских островов ввиду скудости физических условий ни одна женщина не имела права воспитывать больше трех детей, остальные заживо погребались. То же и на Мариинском архипелаге. На островах Фиджи две трети детей в семье хоронились заживо. На Таити первых трех детей всегда убивали. На Падакских островах всех детей свыше трех в семье хоронили заживо. У жителей Мадагаскара все дети, родившиеся в определенные дни и месяцы, убивались. Необходимость нормы рождения детей часто высказывалась в Древней Греции. Гесиод считал нормальным иметь не больше двух сыновей, Аристотель находил необходимым, чтобы количество нарождающегося поколения находилось в соответствии с наличными средствами населения. Такая постановка вопроса вводит древний обычай убиения детей в круг спорного социального учения, учения о перенаселении.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций