Убиение детей было весьма распространенным явлением в первобытных обществах.
Главным стимулом служит скудость средств существования и опасение, что дети явятся излишним бременем на бюджете родителей.
В то же время известны массы первобытных народностей, и вовсе не знающих этого института.
Самая форма исполнения убиения говорит против теории жестокости: убиваются обыкновенно дети сразу или во всяком случае очень скоро после рождения.
Точно так же убиения уродцев и двойников (чаще всего одного из пары) являются фактами особого порядка.
Новорожденный с анатомическим уродством не потому убивался, что он в дальнейшем явится негодным членом общины,
а потому, что он сплошь и рядом рассматривался людьми как продукт зачатия от демонического существа.
Точно так же один из родившихся двойников у некоторых древних племен рассматривался как продукт подобного вмешательства демонических сил при зачатии,
доказательством чего может служить то, что, например, у некоторых современных африканских народностей женщина, родившая двойню,
вынуждена была бежать в убежище или убежищный город, как нечистая. Необходимо выделить из древнего
обычая убиения детей ритуал приношения в жертву детей у семитических народов (финикиян,
карфагенян и других малоазиатских племен), генезис которого тот же, что и человеческих
жертвоприношений вообще.
Следовательно, рассматривая вопрос убиения младенцев в
различные времена и у разных племен и народов, речь идет об убиении детей из
сознания невозможности прокормить их в будущем или невозможности крайне
обременить себя при бродячем образе жизни чрезмерным количеством беспомощных
существ. В этом нет ничего чрезвычайного для современного цивилизованного
человека. Руссо отдал своих детей в воспитательный дом, где гибель детей имеет
столько же шансов, сколько гибель детей, бросаемых невозбранно бедным населением
Китая по большим дорогам и поблизости воды в надежде, что какой-нибудь добрый
человек подберет их. Подкидыши, наконец, во всем мире вполне обычное явление. Но
то, чего не знает варвар, а между тем хорошо знакомо современному культурному
человеку, — это нежелание иметь детей при наличности средств к их прокормлению;
варвар не знает ученой системы наших состоятельных классов о перенаселении,
системы предупреждения, грозящей стать обычным спутником цивилизации. Не приходится поэтому удивляться, что убиение детей находили не только у
первобытных племен во всех частях света, но и у многих исторических народов
древности. Его знало законодательство Греции, его столь же ревностно
проповедовали древние философы, Платон и Аристотель, в своих идеальных
государствах, как проповедуют неомальтузианизм некоторые публицисты и экономисты
нашего времени. В Спарте каждый ребенок подвергался осмотру старейшин филы, и,
если он оказывался слабым или уродливым, его бросали в специально
установленном "месте для оставления детей" или, как в некоторых филах
практиковалось, просто бросали младенцев со скалы в пропасть. В Риме это бросание детей
производилось у так называемого Молочного столба, а убиение уродцев и младших
дочерей допускалось по закону, приписывавшемуся еще Ромулу. В Риме и Греции даже
в позднейшее время общество и закон относились весьма снисходительно к бросанию
детей, особенно девочек. Обычай этот существовал и в Египте, судя по закону
относительно избиения еврейских младенцев; был широко распространен у арабов, вплоть до VII века нашей эры,
судя по появлению в Коране специального запрета "убивать детей из опасения впасть в нищету". Знали его германцы, которые топили
своих детей, кельты, пускавшие их на щите по течению воды, поляки, которые еще в
XII веке всегда убивали уродливых детей; знали его и балтийские славяне, пруссы,
этруски, скифы и многие другие древние народности. Некоторые писатели пытались
констатировать даже нормы убиения детей у первобытных народов. Мак-Ленан
приводил факты в пользу того, что главным образом убивались девочки, и в этом
даже видел источник брака захватом. Новейшие данные не совсем подтверждают этот
факт, так как у многих племен мальчики убиваются наравне с девочками, а у
некоторых даже предпочтительно мальчики (например, на острове Тикония). Географ Кулишер собрал факты относительно нормы численности оставляемых в живых
детей в соответствии с условиями существования. У эскимосов, например, в каждой
семье число детей не превышает двух, остальные убиваются без различия пола. В
некоторых частях Австралии третья девочка, и часто даже уже вторая убивалась. На
некоторых из Каролинских островов ввиду скудости физических условий ни одна
женщина не имела права воспитывать больше трех детей, остальные заживо
погребались. То же и на Мариинском архипелаге. На островах Фиджи две трети
детей в семье хоронились заживо. На Таити первых трех детей всегда убивали. На
Падакских островах всех детей свыше трех в семье хоронили заживо. У жителей
Мадагаскара все дети, родившиеся в определенные дни и месяцы, убивались.
Необходимость нормы рождения детей часто высказывалась в Древней Греции. Гесиод считал нормальным иметь
не больше двух сыновей, Аристотель находил необходимым, чтобы количество
нарождающегося поколения находилось в соответствии с наличными средствами
населения. Такая постановка вопроса вводит древний обычай убиения детей в круг спорного
социального учения, учения о перенаселении. |