Унитариями называют представителей
объединительного направления гомеровской критики в среде историков и мирографов.
Признавая художественное единство гомеровских поэм и примиряя с ним
констатируемые в этих поэмах разнообразие и противоречия, унитарии, как
исследователи консервативного направления в исторических исследованиях, имели
целью не столько созидать новые теоретические мифологические построения, сколько
опровергать доводы своих противников, вследствие чего их критика новых приемов в
изучении мифологической науки была по преимуществу отрицательной. Большинство
трудов унитариев заключается в попытках комментировать, в духе консервативной
критики, различные части гомеровского эпоса. Наиболее крупным представителем
этого направления был Грегор Вильгельм Нич, который путем обстоятельного
изучения древнегреческого эпоса пытался доказать единство гомеровских поэм и
осветить важнейшие стороны гомеровского вопроса. В своих трудах Нич проводит
мысль, что Гомер не был первичным создателем Илиады и Одиссеи, но был великим
художником, который, после периода небольших песен, сложил эпопеи по широкому
плану; он воспользовался песнями о Троянской войне, осмыслил их, дал им новую
жизнь и спаял в единое целое. Благодаря творческому искусству поэта напрасно
было бы стараться выделить из целого эти части, хотя, с другой стороны, возможно
доказать их наличность, что подтверждается фактом исполнения рапсодами отдельных
партий из гомеровских поэм. Употребление греческого письма, по Ничу и взглядам других унитариев, древнее,
чем полагал немецкий филолог Фридрих Август Вольф, который в корне отрицал
наличие таланта у поэта Гомера. По мнению унитариев поэмы, сложенные Гомером
устно, были им записаны вовсе не для увеселения публики, но, в первую очередь,
для себя и для своих учеников с целью сохранения греческих сказаний. Позднее
были сделаны более или менее крупные вставки и изменения в гомеровском эпосе.
Редакционная деятельность Пизистрата в VI веке до нашей эры, по Ничу, сводится
лишь к критическому изданию гомеровского текста, существовавшего в законченном
виде уже в VIII и VII веках до нашей эры, в продолжение которых были изданы
некоторые киклические поэмы, подходившие по объему и форме к гомеровским и
представлявшие как бы дополнение к ним или введение. Необходимо отметить что,
благодаря усилиям Пизистрата Афины уже с VI столетия до нашей эры получили
название "школа Эллады". Древнегреческим авторам Ономакриту, Орфею Кротонцу и
Зониру приписывается первая редакция гомеровских поэм; с именем Пизистрата
связывается начало обычая исполнять гомеровские песни по государственному списку
на панафенейском празднестве. Наконец, образование первого общественного
книгохранилища также приписывается Пизистрату. К направлению, главнейшим
выразителем которого был Нич, примыкают историки Ричль, Мадвиг, Велькер, Мюллер,
Лерс, Каммер, Бергк, Баумлейн, Нуцгорн, Негельсбах, Бухгольц, Гаве, Буго, Кине;
из русских ученых — Соколов ("Гомеровский вопрос", "Журнал Министерства
Народного Просвещения", 1868, №№ 11 и 12). Отстаивая идею единства
художественного плана гомеровских поэм и вызвав реакцию против теории
вольфианцев, унитарии в некоторых своих воззрениях приближаются к взглядам
противников: так, указывалось на сходство теории Нича с теорией песен Лахманна. |