Вакх или Бахус, в мифологии
называемый иногда греками Дионисом, а римлянами Либером, был первоначально
фракийский или фригийский бог, культ которого был греками перенят очень рано.
Вакх, по одним преданиям, считается сыном дочери фиванского царя, Семелы, и
Зевса. По другим сказаниям, Вакха считают сыном Зевса и Деметры или Персефоны, в
услужении у которой он появляется в элевсинских мистериях. Вследствие
распространенного в Греции виноделия культ Вакха укоренился довольно прочно,
особенно между сельским населением. По предположению некоторых историков, Вакх
изначально был греческим богом, в мифы о котором и в обряды почитания вкрались с
течением времени чужеземные элементы, преимущественно фригийской и фракийской
религии. Это бог небесной и земной влаги и обуславливаемой ею и солнечным теплом
живой силы природы, а также — бог вина и его возбуждающего действия на человека.
Большинство народных празднеств, посвященных ему, непосредственно связаны с
занятиями по виноделию и виноградарству. Так, например, потребление нового,
свежего вина после окончания сбора винограда и его выжимки, сопровождалось в
Аттике особым празднеством — Дионисиями; начало разливки уже выбродившего вина
имело в Афинах свое празднество — Антестерия, праздник цветов. Все мифы и
рассказы о том, как Вакх посещал Энея в Этолии и Икара в Аттике, подарил им
винную лозу и научил виноделию, странствовал, в сопровождении сатиров, силенов,
менад и вакханок, по всем странам, занимающимся виноделием, — все это вытекает
из значения Вакха, как бога вина и веселья. Ночные празднества в честь Вакха
совершались во многих местах Греции. На Кифероне, по преданию, фиванский король
Пентей, в наказание за преследование бога, был растерзан женщинами, впавшими в
вакхическое неистовство, и между прочим, собственной матерью, принявшей его за
какое-то животное. Это и подобные ему сказания объясняются тем, что
действительно некоторые женщины, в исступлении и экстазе (т.н. менады
неистовствующие), разрывали в жертву богу живых животных, преимущественно
молодых козлят, а в некоторых местностях Вакху приносились даже человеческие
жертвы. Чуждое греческой натуре, неистовое чествование Вакха подверглось в
Греции полному преобразованию. Оно вскоре получило художественный оттенок и
слилось отчасти с культом Аполлона, а фанатические фригийские обряды, в которых
немаловажную роль играл фаллос, воспеваемый как символ производительной силы
природы, исчезли, приняв постепенно форму комедий.
Сказания о Вакхе приобрели особое распространение после завоевания всего Востока
Александром Македонским, когда культ Вакха был перенесен даже в Индию.
В Риме много позже было введено греческое мистическое служение Вакху (т.н.
вакханалии), которое здесь приняло вскоре характер крайней распущенности и
безнравственности. Произведения искусства более ранние представляют Вакха в виде
мужчины уже в зрелом возрасте, величественной осанки, с длинными волосами и
бородой, в длинной одежде, с повязкой на голове и чашей или кистью винограда в
руке. Более позднее искусство изображало Вакха юношей, мягкого, нежного
телосложения, совсем нагого или прикрытого оленьей шкурой (небрис) и в
охотничьих котурнах. На голове у него повязка и венок, в руке тирс.
|