Вепрь Калидонский (Κάπρος
Καληδώνιος) или Вепрь Кроммионский, в греческой мифологии свирепое и страшное
дикое животное. Согласно изложения Аполлодора, Вепрь был порождением Тифона и Ехидны, известным в Этолии зверем под именем Фея.
Вепрь был рожден огромной свиньей в местечке Кроммион, жители
которого после этого не решались покидать свои дома. Вепрь Кроммионский был
наслан на калидонские поля Артемидой, которой царь Калидона Ойней забыл принести
жертву при совершении ежегодных жертвы всем богам (Гомер, Илиада, I, 529). Вепрь
убил несколько человек, но был побежден Аталантой, Тесеем и Мелеагром, который
нанес зверю смертельную рану. Клыки вепря хранились в храме Афины Алеи в Тегее,
пока по велению императора Августа их не изъяли из этой области древней Аркадии.
Ко времени историка и путешественника Павсания один из клыков сломался, а другой
хранился в храме Диониса в императорских садах Рима, его длина составляла свыше
восьмидесяти сантиметров. Шкура и голова вепря осталась в храме Афины Алеи. По
гомеровской истории, рассказанной в «Илиаде», из-за шкуры и головы зверя
вспыхнула война между жителями этолийского Плеврона, калидонцами и их соседями
куретами. Этим мифом поэт Фриних воспользовался при написании драмы "Плевронянки".
По некоторым источникам кроммионскую свинью убил Тесей по пути в Афины к своему
отцу Эгею. Историческая справка.
Вепрь, во многих мифологиях символ боевой мощи и плодородия. В гомеровском и
древнегерманском эпосе имеется описание боевого символа под названием "Голова
Вепря" на шлеме воина; этот знак известен также по микенским, римским,
древнегерманским археологическим памятникам. У германцев сохранялось предание о
происхождении племени от двух братьев, одного из которых звали Вепрь (Ibor,
по-древнеисландски, iofurr, "вепрь", "князь", "бог"). В древнехеттских текстах
Вепрь (кабан или свинья тростников) упоминается в качестве одного из "животных
бога". В гомеровском эпосе встречается мотив превращения мудрого старца в Вепря.
Охота на кабанов в японской мифологии предстает как одно из основных занятий
богов. В индоиранской мифологии распространен сюжет о поражении героем Тритой
демона в образе кабана. В мифологии балтийских славян огромный Вепрь, сверкая
белыми клыками, показывается из вод моря всякий раз, когда беда грозит
священному городу Ретра. У кельтов, почитавших вепря как священное животное,
существовал миф о валлийском царе, превращенном богами за грехи в вепря. Мотив
превращения людей в вепрей или свиней за их грехи и проступки известен также в
греческой, хеттской и других мифологиях. Типологически сходное мифологическое
повествование о происхождении диких свиней, считавшихся наиболее опасными
животными, известно у группы индейских племен Южной Америки: в одних мифах в
диких свиней превращаются жители селения, обидевшие сына бога или культурного
героя (Тупана у племени тенетахара, Карусакаибе у мундуруку, Ооимбре у каяпо), в
других - мужчины, не приносящие своим женам добычи после рыбной ловли.
|