Ялем (Ίαλεμος), в греческом
мифотворчестве божество рыдания и плача, сын Аполлона и Каллиопы. Ялем является
эпонимом особого вида горестных эпиталам, трагических дифирамбов, заплачек и
жалобных песен, изобретение которых приписывалось ему. Ялем-песня была
выразительницей сильного горя и раздавалась лишь при особо тяжелых несчастьях.
Вообще этот вид скорбной лирики был не особенно популярен и его нередко
вышучивали древние поэты, авторы комедий. Имя Ялем служило также прозвищем,
которое давали вялым и скучным поэтам. Наиболее подробно о боге слез и рыданий
Ялеме описано у древнегреческого поэта и грамматика III столетия до нашей эры
Аполлония Родосского в сочинении "Аргонавтика". Исторические сведения.
Дифирамб (διθύραμβος), в античные времена особый вид древнегреческой лирики,
развивавшийся в связи с вакхическим культом Диониса, названный одним из эпитетов
этого божества и отражавший на себе черты бога вина, необузданного веселья и
тяжких душевных страданий. Местами первоначального происхождения дифирамбов
предание называло города Фивы, Наксос, Коринф, издревле прославленные
чествованием Диониса. По словам Платона, рождение Диониса было древнейшим
предметом дифирамбических песнопений, посвященных различным событиям из жизни
этого божества-героя. Согласно с характером культа, которому он принадлежал по
преимуществу, дифирамб, в цветущую пору своего развития, представлял собой
гармоническое сочетание поэзии, музыки, танцевальных движений, мимики; в самом
тексте дифирамба соединялись элементы лирики, эпоса и трагедии, ибо здесь была и
повесть о приключениях героя, и лирические излияния по поводу рассказанных
событий, и драматический диалог между исполнителями дифирамба. Торжественность
тона, состоявшая в подборе изысканных слов и смелых оборотов, отвечала
первоначальному назначению дифирамба — служить выражением праздничного
настроения почитателей Диониса, легко переходившего в состояние исступления,
неудержимого веселья или тяжелого горя. |