Ярб (Jarbas), в древней истории, по
мнению Тимея, Диодора Юстина и других античных мифографов и философов, царь
ливийского племени мазиков, уступивший Дидоне-Элиссе, сестре царя Пигмалиона,
землю для построения Карфагена, и потом добивавшийся ее руки. Когда, под
давлением граждан, Дидоне оставалось только дать против своей воли согласие на
брак, она под видом заупокойной жертвы, скорбящей о покойном муже, бросилась в
костер. У Евстафия говорится, что после этого Ярб разрушил кремль города Бирсу с
главной святыней, храмом Эгимуна, а новый город назвал ливийским именем;
впоследствии он был переименован в Карфаген, что в переводе с западно-семитского
языка означает Новгород. Катон называет Ярба Японом; отсюда многие древние
авторы склонны сопоставлять его с царем Нумидии и Гетулии Юбой. По мнению
большинства греческих и римских авторов, Ярб был богом ливийского туземного
населения. Историки объясняют его имя происхождением из семитического языка, как
"Йарбаал" — "Ваал пробуждает" или "пробуждаемый Ваалом", и видят в этом указание
на то, что ливийское население уже было несколько пунизовано во времени сложения
мифа. Исторические сведения.
Карфаген (Καρχηδών), в древности африканский город, давший свое имя основанному
им великому западному финикийскому государству. Свидетельства о времени
основания Карфагена противоречивы и тенденциозны. Одни авторы связывали его,
подобно началу Рима, с Троянской войной, другие — с первой Олимпиадой, точнее за
38 лет до нее, то есть с 814 годом до нашей эры. Город был расположен на
небольшом полуострове в Тунисском заливе; с материком соединялся перешейком в
двадцать пять стадий, будучи отделен от него тройной стеной крепостей со многими
четырехэтажными башнями. Карфаген стал привлекать к себе финикийских выходцев,
которые с IX столетия до нашей эры устремились в западную часть Средиземного
моря, безопасную от опустошительных походов ассирийцев и мало еще известную
грекам. Когда в VIII веке до нашей эры эллины тоже двинулись по намеченным
финикиянами путям на запад, Карфаген был там уже первым городом, затмив собой
более древние города Утику и Гадес. Карфагену пришлось взять на себя руководство
в вековой борьбе семитского народа с арийским. История Карфагена есть история
этой борьбы, распадающейся на два периода: греческий до III века до нашей эры,
из которого Карфаген вышел победителем, и римский, окончившийся его погибелью. Божеством-покровителем (δαίμων), необходимым во всякой семитической религии, в
Карфагене была Дидона-Танит — богиня строгой, девственной старины,
сопоставлявшаяся греками с Артемидой и Юноной и называвшаяся "проявлением"
Ваала, вместе с которым и Эшмуном она составляла триаду богов. Ваал носил здесь
имя Ваал-Хаммоне и изображался в виде сидящего старца с бараньими рогами.
Почитался также Ваал метрополии, известный как бог Мелькарт, имевший храм в
гавани. Свойственные финикийской религии человеческие жертвы существовали и в
Карфагене. Карфагенская религия отличалась вообще мрачным характером и не могла
иметь нравственного влияния на народ, остававшийся жестоким, корыстолюбивым,
недоверчивым и не внушавшим доверия. Другая черта финикийской религии —
почитание вефилей — выразилась здесь в особенно распространенном обычае
жертвовать божеству за исполнение прошения стелы с его символами и иногда
надписью. Жрецы при практическом складе народной жизни не пользовались таким
могуществом, как на Востоке, и не составляли особого наследственного класса. |