Царь, один из центральных образов в
греческом мифотворчестве. Первые цари и правители первых царских династий
представляются нередко правящими в золотом веке. Царь золотого века входит в
более широкий комплекс представлений о добром царе, магически обеспечивающем
благополучие племени. Так, у Гесиода справедливость царя гарантирует богатый
урожай, обилие меда в дуплах у пчел, густую шерсть у овец и даже то, что дети
рождаются внешне похожими на своих отцов. И если царь не корыстолюбив, то люди
рождаются и живут долго, дети не умирают, в стране нет уродов, и все посеянные
семена всходят. Беззаконный правитель обрекает народы на истребление, на голод,
чуму, моровую язву и т.п. Таковы, например, действия Эдипа, навлекающие
несчастья на фиванский народ (Гесиод, Труды и Дни, 225-229). Гомеровские поэмы
— наши древнейшие исторические источники, касающиеся эллинства, — знают только
одну форму государственности: царство с центральной личностью царя (Базилевс,
βασιλεύς; собственно Базилия, βασιλεία есть царское достоинство, царский сан, царская
власть), около которого группируются все остальные элементы государства. Царская
власть в древних героических эпосах Илиада и Одиссея показана вполне сформировавшейся. Происхождение древнейшей царской власти в Греции
неопределимо; не помогает и спорная, недостаточно выясненная этимология слова
βασιλεύς (водитель народа или стоящий на камне — обе производные
слова одинаково
сомнительны). Можно предположить, исходя из функций гомеровского царства и из
спартанских пережитков, что царская власть вышла из предводительства вооруженным
народом или племенем в его завоевательном движении и что ослабление этого
элемента в жизни Греции повело за собой и ослабление власти царя. Как бы то ни
было, исконная форма царской власти в Греции абсолютно лишена главнейших
признаков восточного абсолютизма: царь отнюдь не бог и еще менее собственник
государства, отнюдь не нечто несоизмеримое со всеми остальными частями
государства. Уже в Илиаде царь скорее является магистратом, носителем народной
суверенности и народной воли, чем воплощением божественной и государственной
суверенности на земле. Царская власть в Илиаде — отражение власти верховного
бога; Зевс дает царю силу, богатство и славу, на которых основана власть царя;
особая милость Зевса часто вызывается тем, что цари так или иначе имеют его
своим родоначальником. Властвует, однако, царь не произвольно, а на основании
известных неписаных условий (έπι ρητοΐς γέρασι), носителями которых являются,
кроме него, члены его совета и весь народ. Царская власть сосредоточивается в
руках одного лица; деление власти между несколькими носителями не обычно и
порицается (ούκ άγθόν πολυκοιρανίη), хотя эволюция очевидно двигалась по этому
пути. Царство наследственно и переходит от отца к сыну. Все функции жизни страны
сосредоточены в руках царя: он предводитель войска, он радетель за народ, он же
верховный судья, поскольку суд в это время есть государственная функция. На
войне власть его, вероятно, сильнее, чем в мирное время; вряд ли вне войска и
войны царь мог сказать про себя: παρ' γάρ έμοί θάνατος (Аристотель, Политика, III, 1285). Неясно также, от него ли исключительно зависело начало войны или
этот вопрос решался совместно с геронтами и народом. Кончить войну так или иначе
зависело от царя, хотя делалось это после предварительного сообщения народу, то
есть войску, и, конечно, не наперекор его настроению. Руководительство военными
действиями принадлежало царю; от его доброй воли зависело, следовать или нет
советам его ближайших соратников. Принципиальное отличие царя Илиады от
вавилонских или ассирийских властителей особенно ярко сказывается в том, что
территория государства ему отнюдь не принадлежит. Он может отдать другому часть
своей власти, но не часть государства. Сам он получает вместе с властью только
часть государственной территории (τέμενος), доходами с которой покрывает свои
издержки на представительство в отношениях государства к богам и людям. В
последнем случае он, вероятно, мог требовать помощи от народа и сверх доходов со
своего τέμενος. Зависимость царя от общины сказывается и в том, что нет нигде
в поэмах указания на определенные подати в его пользу. Мы знаем только об
определенной плате за известные его действия: как военачальник, он имеет право
на часть добычи, как представитель народа перед богами — на лучшую часть жертвы,
как судья — на подарки тяжущихся (δώρα, δωτΐναι, θέμίστες). Рядом с этим у царя
имеется личное имущество (άγρος), благодаря которому он, вероятно, и мог
поддерживать свое первенствующее значение в государстве. Величина этого личного
имущества зависела в значительной мере от силы государства; нередко цари владели
целыми городами и были настолько богаты, что могли выстраивать себе великолепные
крепости и дворцы, подобные микенским и тиринфским, если не считать последние
показателями большей силы царской власти в догомеровское время. Царь не стоит
одиноко в государстве: таких, как он, среди народа немало — он только выше их
скорее количественно, чем качественно. Так, по крайней мере, смотрит на себя
тогдашняя аристократия, фактическая мощь которой, основанная на экономическом
превосходстве, выражается в том, что царь фактически не может обходиться без ее
содействия ни в одной из исполняемых им государственных функций. На войне
богатая аристократия предводительствует отрядами и несет на себе тяжесть
сражения, выезжая на своих колесницах во фронт войска; за это ей достается,
наряду с царем, лучшая часть добычи. В сношениях царя с народом знать (ήγήτορες,
μέδοντες, γέροντες) выступает и за, и против царя и влияет этим на настроение
массы. Ввиду этого царь старается не обходиться без совета лучших; знать часто
приглашается к нему для обсуждения, за едой и питьем, всех более важных вопросов
(βουληφόροι). Наиболее ярко сказывается связь царства с аристократией в
известной сцене суда в гомеровской Илиаде (XVIII, 503-505). Спорящие состязаются
не перед одним царем, а перед всеми геронтами; каждый из геронтов имеет и
высказывает свое мнение. Судебной инициативы и права уголовного суда царь не
имеет, так как в данный культурный период все это стоит вне рамок государства.
Раз царь не собственник государства и поэтому не имеет притязаний на доходы его,
то есть на подать с населения, сама собой устраняется возможность существования
чиновничества, личных агентов царя. Он имеет слуг и рабов, но не как царь, а как
частное лицо; еще менее могут быть названы чиновниками добровольные его
приближенные, его θεράποντες.
Герольды (κήρυκες), как и царь, несут общественную
функцию и потому, как и он, выступают со скипетром в руках. Позднейшие части
гомеровского эпоса Илиады и Одиссеи дают несколько иное представление о царской
власти; она слабеет, крепнет аристократия. Теперь уже вся аристократия
претендует на имя βασιλήες; повторяются случаи деления власти (например, на
острове Схерия) между рядом царей; возможен переход власти вне семьи законного
ее носителя; нести обязанности терапонта у царя уже не так почетно.
Подготавливается, таким образом, переход к аристократии и олигархии, вызванный,
вероятно, не столько вырождением царей и их тираническими стремлениями, как
конструирует греческая теория в лице Платона и Аристотеля, сколько общей
эволюцией греческой государственности. Чем индивидуальнее становится жизнь
Греции, чем более сосредоточивается она в ряде мелких городов-государств, чем
теснее становится связь каждого гражданина со своей πόλις, тем меньше шансов у
царя удержаться у власти. Для монарха необходима дымка отдаления; абсолютизм
несоединим с условиями жизни в стенах одного небольшого города-государства.
Насильственно или мирно совершился переход от царства к магистратуре, низведение
царей в положение выборных и срочных магистратов или даже жрецов с определенной
ограниченной компетенцией — мы не знаем; известно только, что процесс этот
совершился везде и закончился приблизительно к VI веку до нашей эры. Только
Спарта удержала царство в форме, в высшей степени характерной для оценки всей
позднегреческой царской власти. В Спарте издревле были два царя, которые оба
считались Гераклидами, но вряд ли действительно принадлежали к одному роду. Как
ни объяснять происхождение этого двойного царства, ясно, что уже в нем лежало
некоторое ослабление царской власти. В основных своих чертах спартанская царская
власть совершенно повторяет власть царей, изложенную Гомером. Она наследственна
от отца к сыну, причем, сыну, рожденному во время царствования отца, отдается
предпочтение перед первенцем или старшим. В случае отсутствия сыновей наследует
ближайший агнат. Функции царей те же, что и в эпоху Атридов: "цари были
советниками и судьями народа в мирное время, предводителями войска на войне и
представителями государства в сношениях с богами" (Шуман, Греческие древности, I,
232). В принципе все эти права оставались за ними во все время существования
Спарты, но в действительности все они были сведены на нет отчасти герусией,
отчасти народным собранием спартиатов, больше же всего — эфоратом. В своем
консерватизме Спарта была последовательнее других греческих государств: она
сохранила не только имя и сакральные функции царя, но и царскую власть, только
связав ее на деле по рукам и по ногам. Герусия сделалась по отношению и к царям,
и ко всем гражданам высшей судебной инстанцией; она же отрезала царей от
народного собрания, получив право предварительного обсуждения всех предложений,
делаемых народу; народ один теперь имел право решать все споры о преемстве
царей, о войне и мире, о договорах с иностранными общинами; наконец, эфоры своим
верховным контролем совершенно уничтожили свободную инициативу царей. Как ни
смотреть на эфорат — как на постепенно усилившихся, первоначально назначавшихся
царем судей или как на магистратуру революционного оттенка — ясно одно, что
каждый шаг царей и в мирное время, и на войне связан был наблюдением эфоров,
угрозой замечания, штрафа и суда герусии. Это право наблюдения в связи с правом
созыва народного собрания и герусии отдало эфорам всю полноту исполнительной
власти, принадлежавшую до тех пор царям. Результатом развития царской власти в
Элладе и большинстве колоний было, таким образом, то, что цари как таковые или
совсем прекратили свое существование, или существовали в виде мертвого
пережитка. Фактически их власть перешла к выборной и срочной магистратуре,
монархический характер которой в большей или меньшей степени сгладился.
Монархическая подкладка магистратуры города-государства не раз, однако,
прорывалась, выливаясь в новую форму экстраординарной магистратуры — тирании или
эсимнетии. |