Циклопы или Киклопы (Κύκλωπες), в
греческом мифотворчестве порождение Урана и Геи, титаны, олицетворение грозовой
тучи с молнией, символическим образом которой является единый большой горящий
глаз исполинов (слово циклопы, в переводе с греческого языка, означает
круглоокие). На отношение циклопов к атмосферному явлению грозы указывают их
имена: Бронт (βροντή — гром), Стероп (στεροπή — молния) и Арг (άργής — вспышка).
За враждебное отношение к отцу они были низвергнуты в земную бездну (Гесиод,
Теогония, 139-146). В основе этого мифа лежит представление об исчезновении в
земле молнии, прорезывающей тучи и воздух. При их посредничестве Кронос победил
Урана, а затем они же помогли Зевсу одолеть Кроноса; Зевс пользовался
изготовленными ими молниями и громовыми стрелами. Кроме того, циклопы, будучи
искусными кузнецами, выковали Посейдону — трезубец и ясли для его коней, Аиду —
шлем-невидимку, Артемиде — серебряный лук и стрелы (Аполлодор, I 2, 1). Когда
Зевс поразил молнией Аполлонова сына, Асклепия, Аполлон, разгневанный на
циклопов за то, что они были в этом деле пособниками Зевса, умертвил их
(Аполлодор, III 10, 3-4).
Циклопы, о которых сообщает Гомер в своей эпической саге "Одиссея" (VI и IX
песнь), носят уже иные характерные черты и свойства: первоначальное
представление о них, как об олицетворенных космических явлениях, сменилось
теперь представлением этическим. Циклопы Одиссеи имеют божественное
происхождение и находятся в общении с богами, которых они не боятся. Великаны, с
одним глазом во лбу, они отличаются необычайной силой, но в то же время дики,
грубы, жестоки; им неведомы законы, справедливость, отношения культурной жизни.
Они живут не обществом, а каждый порознь, в пещерах на вершинах гор, занимаясь
скотоводством и незнакомые с земледелием. Циклоп Полифем, которого гомеровский
эпос "Одиссея" наделяет индивидуальными чертами, сын Посейдона и Фоосы, обладает
ужасным голосом и исполинским ростом; сила его такова, что он легко поднимает и
швыряет громадные валуны и обломки скал. Жестокость его безгранична: к тому же
он людоед, вероломный и бесстрашный.
Знаменит рассказ об ослеплении Одиссеем циклопа Полифема (Гомер, Одиссея, IX
105-542). Связь циклопов с Посейдоном (по происхождению) и сближение их с морским
исполином Орионом, которого, как Полифема — Одиссей, ослепляет Ойнопион, а также
с Бриареем-Эгеоном, указывает на природные черты циклопов как морских божеств.
На Истме приносили жертвы циклопам наряду с Посейдоном, Палемоном и другими
морскими богами. Имя циклопа Гереста может быть сближено с эвбейским городом
Герестом, в котором существовал культ Посейдона. Поскольку движущие силы природы
вулканического и нептунического происхождения являются силами созидающими, и
поскольку Посейдон, будучи землеколебателем, в то же время является
землеустроителем, и из морских глыб строит стены, дамбы и прочие сооружения,
постольку же и циклопы считаются мифическими строителями.
Циклопам приписывается постройка названных по их имени циклопических (киклопических)
стен, о которых нам сообщает аргивский миф: согласно последнему, семь чреворуких
циклопов (гастерохейров) пришли из Ликии к тирифскому царю Прету и построили ему
из громадных камней твердыни города. В позднейших сказаниях циклопы фигурируют
как божества огня, но не атмосферного, а подземного, как кузнецы, работающие в
мастерской Гефеста. Как подручные бога-кузнеца Гефеста, в недрах Этны циклопы
выковали колесницу Марса, эгиду Паллады и доспехи Энея (Вергилий, Энеида, VIII
416-453). Местопребывание их приурочивается то к вулкану — Этне на Сицилии, то к
острову Лемнос и к Липарским островам, сохранившим следы вулканической
деятельности. В эллинистической поэзии Полифем, как тип первобытного
некультурного существа, выступает в сентиментальной роли влюбленного,
изнывающего по очаровательной и шаловливой нереиде Галатее (Феокрит, Идиллия, XI).
Этот миф получил поэтическую обработку также в произведениях дифирамбика
Филоксена, Каллимаха и Овидия и принадлежал к числу сюжетов, которые часто
использовали античные живописцы. |