Хранилище мифологии
 

Мифология и история Древней Греции

Аккадская, шумерская, зороастрийская мифология
Античная древнегреческая и древнеримская мифология
Ацтекская и майянская мифология народов Мезоамерики
Ведийская и индуистская мифология древней Индии
Древнеегипетская и западно-семитская мифология
Кельтская, ирландская и валлийская мифология
Китайская, даосская и буддийская мифология
Скандинавская  и  германская мифология
Славянская и древнерусская мифология
Японская и синтоистская мифология
Галерея картин мифических существ

Циклопы

Циклопы или Киклопы (Κύκλωπες), в греческом мифотворчестве порождение Урана и Геи, титаны, олицетворение грозовой тучи с молнией, символическим образом которой является единый большой горящий глаз исполинов (слово циклопы, в переводе с греческого языка, означает круглоокие). На отношение циклопов к атмосферному явлению грозы указывают их имена: Бронт (βροντή — гром), Стероп (στεροπή — молния) и Арг (άργής — вспышка). За враждебное отношение к отцу они были низвергнуты в земную бездну (Гесиод, Теогония, 139-146). В основе этого мифа лежит представление об исчезновении в земле молнии, прорезывающей тучи и воздух. При их посредничестве Кронос победил Урана, а затем они же помогли Зевсу одолеть Кроноса; Зевс пользовался изготовленными ими молниями и громовыми стрелами. Кроме того, циклопы, будучи искусными кузнецами, выковали Посейдону — трезубец и ясли для его коней, Аиду — шлем-невидимку, Артемиде — серебряный лук и стрелы (Аполлодор, I 2, 1). Когда Зевс поразил молнией Аполлонова сына, Асклепия, Аполлон, разгневанный на циклопов за то, что они были в этом деле пособниками Зевса, умертвил их (Аполлодор, III 10, 3-4).

Циклопы, о которых сообщает Гомер в своей эпической саге "Одиссея" (VI и IX песнь), носят уже иные характерные черты и свойства: первоначальное представление о них, как об олицетворенных космических явлениях, сменилось теперь представлением этическим. Циклопы Одиссеи имеют божественное происхождение и находятся в общении с богами, которых они не боятся. Великаны, с одним глазом во лбу, они отличаются необычайной силой, но в то же время дики, грубы, жестоки; им неведомы законы, справедливость, отношения культурной жизни. Они живут не обществом, а каждый порознь, в пещерах на вершинах гор, занимаясь скотоводством и незнакомые с земледелием. Циклоп Полифем, которого гомеровский эпос "Одиссея" наделяет индивидуальными чертами, сын Посейдона и Фоосы, обладает ужасным голосом и исполинским ростом; сила его такова, что он легко поднимает и швыряет громадные валуны и обломки скал. Жестокость его безгранична: к тому же он людоед, вероломный и бесстрашный.

Знаменит рассказ об ослеплении Одиссеем циклопа Полифема (Гомер, Одиссея, IX 105-542). Связь циклопов с Посейдоном (по происхождению) и сближение их с морским исполином Орионом, которого, как Полифема — Одиссей, ослепляет Ойнопион, а также с Бриареем-Эгеоном, указывает на природные черты циклопов как морских божеств. На Истме приносили жертвы циклопам наряду с Посейдоном, Палемоном и другими морскими богами. Имя циклопа Гереста может быть сближено с эвбейским городом Герестом, в котором существовал культ Посейдона. Поскольку движущие силы природы вулканического и нептунического происхождения являются силами созидающими, и поскольку Посейдон, будучи землеколебателем, в то же время является землеустроителем, и из морских глыб строит стены, дамбы и прочие сооружения, постольку же и циклопы считаются мифическими строителями.

Циклопам приписывается постройка названных по их имени циклопических (киклопических) стен, о которых нам сообщает аргивский миф: согласно последнему, семь чреворуких циклопов (гастерохейров) пришли из Ликии к тирифскому царю Прету и построили ему из громадных камней твердыни города. В позднейших сказаниях циклопы фигурируют как божества огня, но не атмосферного, а подземного, как кузнецы, работающие в мастерской Гефеста. Как подручные бога-кузнеца Гефеста, в недрах Этны циклопы выковали колесницу Марса, эгиду Паллады и доспехи Энея (Вергилий, Энеида, VIII 416-453). Местопребывание их приурочивается то к вулкану — Этне на Сицилии, то к острову Лемнос и к Липарским островам, сохранившим следы вулканической деятельности. В эллинистической поэзии Полифем, как тип первобытного некультурного существа, выступает в сентиментальной роли влюбленного, изнывающего по очаровательной и шаловливой нереиде Галатее (Феокрит, Идиллия, XI). Этот миф получил поэтическую обработку также в произведениях дифирамбика Филоксена, Каллимаха и Овидия и принадлежал к числу сюжетов, которые часто использовали античные живописцы.






При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!




Галерея живописи
Мифические существа
Амазонки Дриады
Баньши Кентавры
Валькирии Менады
Вервольфы Нибелунги
Волхвы Нимфы
Гарпии Сатиры
Гномы Сидхе
Гоблины Тролли
Горгоны Феи
Грации Фоморы
Демоны Цверги
Драконы Эльфы

История древних цивилизаций