Золотой век, мифологическое
представление, существовавшее в античном мире, о счастливом и беспечном
состоянии первобытного человечества; о беззаботной, полной всяких благ и
невинной жизни первых людей. Обыкновенно в чертах, характеризующих это
"блаженство", отсутствуют элементы высшего интеллектуального порядка и
"блаженство" сводится к животному благосостоянию, что доказывает глубокую
древность легенд. В греческой литературе легенда о Золотом веке нашла себе
развитие в Гесиодовском повествовании о четырех поколениях: золотом, серебряном,
медном и железном. Между двумя последними у него еще вставлено поколение героев,
нарушающее прогрессивное ухудшение человеческого рода (Труды и Дни, 104-201). В
римской литературе тот же сюжет, и весьма близко к Гесиоду, обработан Овидием
(Метаморфозы, I, 89-160). По Гесиоду, первое поколение людей в правление
верховного бога Кроноса наслаждалось полным блаженством.
"Жили те люди, как боги, с спокойной и ясной душою, горя не зная, не зная трудов.
И печальная старость к ним приближаться не смела...
А умирали как будто объятые сном...
Большой урожай и обильный сами давали собой хлебодарные земли...".
Умершие люди Золотого века существуют и теперь в виде добрых "демонов",
охраняющих порядок на земле. Но за Золотым веком наступил серебряный, затем
медный, причем каждый тяжелее и бедственнее предыдущего. Четвертым был век
героев (воевавших под Фивами и под Троей) и, наконец, наступил теперешний -
железный век, испорченный и жестокий, когда "ни днём не прекращаются труды и
печали, ни ночью".
Но наряду с мифом о Золотом веке народы античности знали и более реалистическое,
хотя и облеченное в мифологическую форму, представление о "ранних временах"
творения, когда первобытные люди влачили жалкое существование, пока их не
наделили благами культуры Афина, Деметра, Прометей. По другим верованиям греков,
земля сама приносила все необходимое, без всякой обработки; обильные стада
дополняли довольство первых людей. Сойдя, по воле Зевса, под землю, Золотое
поколение живет там на островах блаженных, под державой Кроноса, почитаемое
людьми, как поколение демонов, дарователей всяких благ. Выражение: "жизнь при
Кроносе" вошло в поговорку, как в просторечии, так и в литературном языке.
Платон в труде "Горгий" и в особенности Дикеарх, в сочинении "О Элладе", говорят
про эти первобытные времена, возвышая, конечно, древнее понятие о "блаженстве".
Дикеарх, между прочим, видит одну из основных причин блаженства в сознательном
воздержании от всяких излишеств, чистоте душевной и вегетарианском питании.
В основе дошедшей до нас античной версии мифа о Золотом веке лежат народные
мифологические представления. Раннюю, зародышевую форму таких представлений
можно найти у наиболее отсталых народов в виде поверий о "предках", живших
лучше, чем теперешние люди, и наделенных особыми чудесными способностями.
Например, у аборигенов Австралии, в их тотемических мифах отразилось
двойственное представление о "предках": с одной стороны, они изображаются как
бесформенные и беспомощные, "недоделанные" существа, а с другой - некоторые из
"предков" обладают особыми способностями: опускаться под землю, восходить на
небо и пр. В такого рода поверьях и мифах сказывается обычный мифологический
мотив - "от противного" (прежде всё было не так, как сейчас, притом, как
правило, - лучше), который и лег в основу развития мифологемы Золотого века. Этот мотив,
видимо, с особой силой сказался в эпоху разложения первобытнообщинного строя, в
эпоху постоянных междоусобных войн, когда прошлое, более мирное время должно
было, по контрасту с жестокой действительностью "железного века", казаться людям
беззаботной, счастливой порой. Как своего рода Золотой век характеризуется заря
мироздания в скандинавской мифологии (только что сотворенный мир гармоничен, асы
радостны, все из золота и т.д.); конец ему кладет "первая война" (асов и ванов).
В китайской мифологии говорится о привольной жизни древних людей во времена
мифических государей Яо и Шуня. В египетской мифологии счастливая пора - это
время, когда на земле царствовали Осирис и Исида. В Шумере верили в
существование райской страны Тильмун, "страны живых", не знающей ни болезней, ни
смерти. У древних майя первые люди были разумны, проницательны, красивы, т.е.
обладали качествами, которых позже их лишили ревнивые боги-создатели.
Представления о Золотом веке можно встретить и в развитых
религиозно-мифологических системах. Так, парсы описывают счастливое правление
царя Джамшида, когда люди и скот были бессмертны, источники и деревья никогда не
высыхали, и пища не истощалась, не было ни холода, ни жары, ни зависти, ни
старости. Буддисты вспоминают век реявших в беспредельности прекрасных воздушных
существ, не имевших ни пола, ни нужды в пище до той несчастной минуты, когда
они, отведав сладкой пены, образовавшейся на поверхности земли, впали в зло и
затем осуждены были питаться рисом, рожать детей, строить жилища, делить
собственность и устанавливать касты. Последующая история, согласно буддийскому
преданию, представляла собой непрерывный процесс вырождения людей. Первую ложь,
например, сказал царь Четья, а люди, услышав об этом и не зная, что такое ложь,
спрашивали, какая она - белая, чёрная или голубая. Человеческая жизнь
становилась короче и короче.
Представление о Золотом веке имеется также в вавилонской, ацтекской и некоторых
других мифологиях. Своеобразный вариант мифа о Золотом веке составляет
библейский рассказ о жизни первых людей в раю, откуда они позже были изгнаны
богом за ослушание (Бытие, 1-3). Перейдя позже в христианское вероучение, этот
библейский миф получил в нем совершенно исключительное значение, превратившись в
один из важнейших догматов всей христианской религии: "грехопадение" первых
людей, как основная причина греховности всего человечества, - отсюда и потеря
рая, и все мировое зло. Изображения жизни первых людей в раю очень часты в
средневековой христианской иконографии.
Продолженный в христианском учении о земном рае, утерянном первыми людьми, миф о
Золотом веке оказал сильнейшее влияние и на европейскую науку нового времени.
Когда европейские мореплаватели в эпоху Великих географических открытий
столкнулись с жителями внеевропейских стран, жившими первобытнообщинным строем,
не знавшими классового гнета, они зачастую воспринимали их быт как подтверждение
знакомой картины библейского рая - Золотого века. Отсюда идея о "добром дикаре",
живущем по разумным законам природы. Эта идея часто встречается в литературе 16
века (Мартир, Монтень и др.), в 17 и 18 столетиях (Тертр, Руссо, Дидро, Гердер)
и даже у ученых 19 века, склонных идеализировать "естественное" состояние
древнего человечества (Морган, Зибер и др.). В противовес этой идеализации,
Владимир Ильич Ленин писал: "Никакого золотого века позади нас не было, и
первобытный человек был совершенно подавлен трудностью существования, трудностью борьбы с природой".
|