По поверьям древних, Аспид - это
чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него
пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям,
впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет». В
какие края повадится летать Аспид, те места опустошит. Живет он в каменных
горах, а по другим сказаниям - на мрачном, суровом, лесистом севере, и на землю
никогда не садится: только на камень. Его невозможно убить стрелой, можно только
сжечь... Аспид напоминает и Змея Горыныча из русских сказок, и василиска - чудовищного
змия, убивающего одним взглядом, и Ехидну - деву змееголовую, которая, по
античному преданию, родила от Геракла Артоксая, Липоксая и Колоксая - трех
родоначальников скифских племен, а значит, отчасти и прапредков славян.
Славянские мифы
Как-то раз прошел по земле славянской страшный слух: летит из мрачных, холодных
северных стран крылатая змея Аспид, и нету от нее пощады ни старому, ни малому:
кого когтями не укогтит, того клювом склюет, а кого ядом не отравит, того огнем
сожжет.
Собрались славянские вожди и стали думать, как беду избыть. Решили
выставить могучее войско, но волхв-обаянник, которого пригласили на совет,
только головой покачал:
- Что огненной змее кожаные или деревянные щиты? Они только против стрел хороши,
а гореть будут, как дрова. Нет, тут нужно что-то похитрее придумать. Дайте мне
три дня и три ночи, а если не найду решения, принесите меня в жертву Чернобогу.
Не иначе, Аспида на нас он наслал, может, умилостивит его моя смерть.
Думал обаянник три дня и три ночи, испрашивал совета у богов. Молчали боги.
Никто не верил, что возможно спастись от Аспида! Жрецы на черном капище уже
вострить ножи начали, кровь во имя Чернобога пролить. Но вот приходит обаянник к
вождям и говорит:
- Созовите всех кузнецов и отдайте им приказ выковать десять медных труб и сто
железных клещей. И дайте мне в подмогу самых сильных силачей и умелых трубачей.
Открыли мне добрые боги три тайны и указали, как от Аспида спастись.
Приказал обаянник выкопать на подступах к селениям глубокую и широкую яму,
обмазать ее суглинком и накрыть тяжелыми камнями. На дне в железном чане
разложили костер, а среди бревен оставили малое отверстие. А сам волхв с
силачами и трубачами-помощниками залез в эту яму и притаился.
И вот задрожала земля, пригнулись к земле леса - летит Аспид. Завидев вдали
селения, издал Аспид радостный шип, как вдруг... вдруг из-под земли громко,
оглушительно затрубили трубы.
А первая тайна, которую боги открыли обаяннику, была такая: боится Аспид только
гласу трубного. И тут уж теряет он всякий разум и готов на все, чтобы истребить
трубачей и заставить трубы замолчать. Почуял Аспид, что звук раздается из ямы,
заложенной бревнами, сел на них и ну совать голову в щель. А оттуда раскаленные
щипцы высунулись - и вцепились ему в шею, в лапы, в крылья. Одни щипцы остынут -
помощники обаянника накаляют другие. И снова и снова... Это и была вторая тайна,
которую открыли волхву добрые боги: Аспид никогда не сядет на голую землю -
только на камень. Третья же тайна: чудовище это никак нельзя истребить иначе,
как только сжечь.
Так оно и произошло. С тех пор Аспид более никогда не тревожил славянские земли!
При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!