Рядом с Триглавом всегда находились Белбог и Чернобог, которые пребывали в постоянной
борьбе друг с другом: дневной свет тускнел в надвигающихся сумерках, а ночную
тьму рассеивала утренняя заря; на смену грусти спешила радость: вслед за
жестокостью и завистью приходило время бескорыстных и добрых дел. Белбога
изображали мудрым седобородым и седовласым старцем, Чернобога — уродливым
скелетообразным «кощеем». Однако Белбога и Чернобога почитали в равной мере. В
Померании возвышается гора, которая называется Белобогом. В Польше это такие
места, как Бялобоже и Бялобожница, в Чехии — Беложице, в украинской Галиции —
Белбожница. Вблизи Москвы, рядом с Радонежем, существовало святилище Белбога, а
в Костроме православный Троице-Белобожский монастырь сохранил в своем названии имя древнего бога света и тепла.
Память о светозарном боге запечатлена в названии урочища Белые боги, на севере
от Москвы, недалеко от Сергиева Посада.
Белбог или Белобог, Белун — воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага,
олицетворение дневного и весеннего неба. Святилище его было на холме, открытом
солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру
лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.
«На белой Руси не без добрых людей», — издревле говорили в народе, именуя белым
и Отечество свое, и царя, и веру. А белый свет всегда был воплощением мира,
земли и небес, всей необъятной Вселенной.
Живая память о древнем Белбоге и доныне сохраняется в преданиях о Белуне.
Особо почитали этого бога в Белоруссии. Здесь верили,
что заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой седобородый
старец, похожий на волхва. В счастливую минуту белорусы говорили: «Словно
подружился с Белуном». Или: «Темно в лесу без Белуна».
Недаром в стародавние времена парни и девушки, собираясь с
приходом осени на посиделках, распевали: Хоть и светит в небесах луна — Ох, темно в лесу без Белуна!
Его почитают также подателем богатства и плодородия. Во время жатвы Белун
приходит на нивы и помогает жнецам в их работе. Чаще всего он показывается в
колосистой ржи с сумою денег на носу, манит какого-нибудь бедняка и просит
утереть себе нос: если тот исполнит просьбу, то из сумы посыплются деньги, а Белун исчезнет.