Наверное, наиболее известными из всех дохристианских богов Руси доныне остались, как ни странно, не
Род, Сварог или Перун, а кентавр Китоврас и покровительница женщин Мокошь. Лишь
их знают по именам и лепят из глины. Это расписные свистульки, в которые может
подуть каждый желающий: люди верят, что этот свист отгоняет нечистую силу.
Легенды о Китоврасе относятся к древнейшим временам общеарийского единства и
потому известны многим народам. В Индии это предания о Ганд-харвах, в Иране — о
Гандарве, в Греции — о Хироне, в Скандинавии — о могучем великане, построившем
с помощью своего богатырского коня город богов Асгард. В мифах семитских народов
— это демонический помощник царя Соломона. Кельты многие деяния Китовраса
приписали Мерлину, в частности волшебное пересенесение по воздуху из Ирландии на
Британские острова камней Стоунхенджа.
Каково же изначальное предание? В «Книге Коляды» повествуется о том, как Месяц,
истомившись одиночеством, решил похитить у бога Хорса его жену — прекрасную
Зарю-Заряницу. Самому ему это было не силам, и потому решил Месяц обратиться за
помощью к волшебнику Китоврасу, обитавшему в Кавказских горах. Просто просить о
помощи нельзя — откажет. Значит, надо его заставить, но как? Месяц обратился к
жене Китовраса, русалке, и спросил, как одолеть ее хитромудрого мужа.
Она и рассказала, что кентавр
большой любитель вина, а когда напьется, то с ним может справиться даже ребенок.
Месяц наполнил все колодцы вином. Китоврас захмелел, месяц связал его и
согласился отпустить, лишь когда тот дал клятву, что похитит Зарю.
Китоврас построил летучий корабль и отправился на нем в сияющий дворец Зари.
Потом уговорил ее покататься на нем и, как только доверчивая богиня взошла на
корабль, что есть духу полетел к Месяцу. Преступление открылось тут же. Хорс
немедленно ринулся в погоню за украденной женой. А вслед за ним — все Сварожичи.
Зарю вернули, а Месяца примерно наказали: Семаргл разрубил его
пополам. И как только тот, залечив рану, опять разрастается, Семаргл вновь бьет
его мечом.
Как ни оправдывался Китоврас, что Месяц силой заставил его пойти на это
коварство, досталось на орехи и ему. Во искупление содеянного должен был кентавр
построить у священной горы Эльбрус беспримерный храм в честь Всевышнего. Впрочем
«построить» — неверное слово, храм нужно было вытесать из цельного камня Алатыря, без применения железа (железом нельзя было прикасаться к искрящемуся
белому камню). Даже волшебнику Китоврасу такое было не по силам. Так он и сказал
Хорсу. Пришлось обращаться за помощью к могучей птице Гамаюн, чьи когти были
острее любой стали. Общими усилиями они и создали каменное чудо. В «Книге
Коляды» даны его точные размеры: в длину — 60, в ширину — 20, в высоту — 30 локтей.
Если учесть, что локоть — это мера длины, равная 38—46
сантиметрам, то параметры получились немалыми: почти 30х10х15 метров. Но задача была не в
том, чтобы поразить
размерами здания. Храм был построен высоко в горах, практически в поднебесье.
Стоял он на восьмидесяти столбах, вокруг него был разбит Ирийский, то есть,
райский, сад, окруженный оградой из чистого серебра. Внутри стены храма были
украшены золотом и самоцветами. Створки 12 дверей и 12 окон были сплошь покрыты
узорами из сердоликов, топазов, изумрудов, халцедонов, сапфиров и других
драгоценных камней. Когда лучи света падали на эту бесценную мозаику, то
казалось, что ее сюжеты оживают: вспархивают с ветвей и отправляются в полет
птицы, звери идут в высоких травах между деревьями, чьи листья трепещут на ветру.
Возле храма и чудесного сада на Эльбрусе был построен арийский город, вход в
который открыт всем желающим. Описание его дано в знаменитой иранской поэме
«Шах-Наме»:
Ты скажешь: не город — языческий храм: Цветами, парчой все украшено там...
Раскинулся город как рай перед ним, Пленяя невиданным блеском своим... Сокровища
всюду: там — клад золотой, Здесь лалы и жемчуг слепят красотой... В алмазных
уборах, нарядны, стройны, Красуются девы свежее весны.
Храм Солнца, построенный Китоврасом с помощью птицы Гамаюн, запомнился многим народам.
Во-первых, как мы уже сказали, все пересказывали предание на свой лад: то это
Асгард, то город, возведенный Белыми духами, то Первый храм, то Стоунхендж.
Во-вторых, он запомнился как небесный град, обитель богов и праведников. Иными
словами, рай на земле. В-третьих, русские храмы, как каменные, так и деревянные,
строились в подражание эльбрусскому храму: стены украшались резьбой с
изображением птиц и зверей; алтарь получил имя от священного камня Алатыря;
церковный светильник назывался по имени древнего бога — «Хорос» и даже амвон,
откуда проповедовал священник, происходит от древнего слова «мовь» — «говорить».
Упоминание о Китоврасе позволяет довольно точно определить время постройки храма
— это эра Стрельца, то есть 20—19 тысячелетие до нашей эры В последующие времена
храм многократно разрушался — от природных катаклизмов, воинских набегов и
сопутствующих им разграблений. Его восстанавливали и... уничтожали вновь.
Согласно зороастрийским преданиям, он существовал еще во втором тысячелетии до нашей эры
и был захвачен легендарным царем Рустамом. Есть косвенные сведения и у античных
авторов. Последнее упоминание о храме Солнца относится к IV веку до нашей эры. Затем
волны гуннских и готских переселений стерли последние следы небесного града. Но
еще в X веке историк и путешественник Абу-л-Хасан ибн
ал-Хусейн ал-Масуди писал: «В славянских краях были почитаемые здания. Между
другими было у них здание на горе, о которой писали философы, что она одна из
высоких гор в мире (то есть речь идет об Эльбрусе — высочайшей горе Кавказа). Об
этом здании существует рассказ: о качестве его постройки, о расположении
разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в верхней
его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения за восходом
Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках, которые указывают
будущие события, о раздающихся звуках в его куполе и о том, что постигается при
слушании этих звуков».
При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!