У Коляды был брат-близнец
Овсень (или Авсень), который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим.
Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым
учил людей Коляда.
В «Книге Коляды» записано: Как два сокола летели — Овсень и Коляда!
Там лето — здесь зима!
Как они летели — все люди глядели.
Как они садились — все люди дивились.
Как они вспорхнули — все люди вздохнули...
Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон — зиму. Сначала
праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня.
«Лето» в песне символизирует вечное благоденствие жизни на небесах. «Зима» — это
трудности земной жизни. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год
водили двух братьев. Один, одетый богато и красиво, был Колядой, другой, во всем
старом и рваном, — Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а
хозяин дома должен был выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого — будет
ему во всем удача, счастье в жизни и богатый урожай. Ну а если выберет второго,
то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все равно соберет скудный.
Но сильно огорчаться не стоило — это ж
не на всю жизнь, а только на год. На следующие колядки снова
следует попытать счастья, авось оно и улыбнется горемыке. Главное же в том, что
следовало запомнить: небесное — Коляда — выше земного — Овсеня, выбирать нужно его.
Овсень — это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в
наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное будущее, встречается там с
нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает путь людям, словно бы говоря:
«Добро пожаловать в новую жизнь!» После этого люди начинали выпекать особое
печенье — в виде жаворонков, которым следовало
угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и стихии — огонь и
воду, чтобы те были послушными в новом году и не доставляли людям неприятностей.
Известный исследователь русских верований Александр Афанасьев предполагал, что
изначальное имя этого бога — Усень (поэтому так много вариантов названия —
Авсень, Баусень, Таусень). Это русская форма имени бога утренней зари, которого
латыши знают как Усиньша, а литовцы — как Аушру. Другие народы считали зарю
богиней и называли: древние индусы — Ушас, греки — Эос, римляне — Авророй. Эту
светозарную богиню знали и наши предки, почитали ее как Зарю-Заряницу. Овсень же
начинал не день, а год, полный трудов и забот.
Коляда и его брат Овсень — реальные личности, жившие на земле восемь с
половиной тысяч лет назад. Многое об Овсене можно узнать, прочитав древнюю русскую былину о царе
Усиле Добром. Во всяком случае, этот человек, прежде чем стать богом, совершил
много героических подвигов и достоин того, чтобы потомки о нем помнили.
При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!