Одним из Сварожичей был бог огня —
Семаргл, которого иногда по ошибке считают только небесным псом,
охранителем семян для посева. Этим (хранением семян) постоянно занималось гораздо мелкое божество — Переплут.
В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог
ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры,
которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал
на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал
Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.
Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и
посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще
бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди
людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями.
С Огнем славяне связывают возникновение людей.
По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между
которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви.
Семаргл не пускает в мир зло. Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит
со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные
игры в день Осеннего равноденствия.
А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы
рождаются дети – Кострома и Купало.
Имя Семаргла упомянуто в русских летописях - пантеон князя Владимира. Произошло оно, предположительно, от
старорусского "смага" ("За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли,
Смагу мычючи в пламяне розе") т.е. огонь, язык пламени, Огонь-Сварожич - полупес,
полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в
ведической традиции является бог огня - Агни. Он же пенежный (огненный) змей из
заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике св. Григория (14 век) и Златоустовом
сборнике 1271 года Огнебог - Йогнебоже, по "Веде славян" Верковича, у болгар-помаков:
Фала ти Йогне Боже!
Фала ти Ясну Слънце!
Чи нагреваешъ на земе та.
Пекренував сичка земе...
...Покривашъ е църна магла,
та са нишу и гледа.
Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек - сын Сварога, по чешским средневековым
источникам.
Отождествление этого бога с иранским Сенмурвом (гигантской волшебной птицей)
считается неоправданным, но, наверное, есть связь с жар-птицей (огненным
вестником счастья), приносящей его счастье.
Выступал Семаргл и под собственным именем, скажем в Слове некоего христолюбца
XIV века: "i огневе Сварожичу молятся, i чесновитокъ - богомъ, же его творятъ -
егда оу кого будетъ пир, тогда же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ
своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ". Семаргла-Сварожича чтили во все те
дни, когда народный календарь пестрит приметами о костре и огне. 14 апреля в
ритуальном пламени сгорает Марена и вместе с ней Семаргл топит последние снега.
17 сентября - Неопалимая Купина, возможно Подага. Семаргла - Сварожича чтут с 14
по 21 ноября в Сварожки, образ Сварожича-Огня слился с образом архангела Михаила
с огненным мечом.
При использовании материалов линк на проект Хранилище мифологии приветствуется!